В представлении Яны Туминой море больше суши. Оно буквально самое синее. Оно такое красивое, что очевидным становится желание Старухи стать владычицей морскою. Это же самый пик всех желаний, самое притягательное и самое невозможное, потому что никак взрослому человеку не стать своим в море. Море — оно из другой жизни.
Море в пространстве Театра кукол занимает часть зала, это делает сцену непривычно большой. Глубина площадки работает и на глубину смыслов, позволяя показать нам моменты жизни героев между строк произведения Пушкина. Вот Старуха с берега приветствует Старика, промышляющего в море: слов не разобрать, но интонация привычно-дружеская. Вот они готовятся чистить свежий улов, но маленькие рыбки увертываются от них, большая рыба, похожая на блестящую серебристую плотву, делается еще больше и тоже возвращается в свою стихию. Начинается дождь, и герои прячутся от него под корытом, которое до этого было лодкой, разделочной доской, а сейчас видно, что это дом (интересно наблюдать и за дальнейшими трансформациями этого объекта).
Работа актеров живым планом соединяется здесь с кукольным представлением. Небольшие куклы статичны, фигуры сделаны из дерева. Фактура материала определяет и принадлежность героев к миру простой, естественной жизни с лодкой и прялкой-веслом (художник-постановщик спектакля — Кира Камалидинова). По ходу действия герои меняются, в этом процессе другим становится и состав сопутствующего антуража, превращаясь то в обманчивое золото, то в плоский картон с нарисованными яствами.
В куклах Старик и Старуха — действительно старик и старуха, вживую они — просто любящая друг друга пара людей, живущих только заботами друг о друге. Возможно, Рыбка, разговаривающая со Стариком голосом небольшого ребенка из своего волшебного моря, как раз и связана с мечтой героев о детях, недостающем пазле в их семейной жизни.
Элементы сетки в костюмах героев (художник по костюмам — Анис Кронидова) работают на общую метафору: и Старик, и Старуха связаны друг с другом до конца дней. Сцена, где Старик обнимает Старуху, оборачивая ее сетью, очень трогательная.
Много лет Яна Тумина была режиссером Инженерного театра АХЕ, где механика способна заместить лирику без потери эмоционального напряжения у зрителей. В спектакле «О рыбаке и рыбке» зрителей тоже радуют инженерные способы решения некоторых сцен. Старуха, ставшая столбовой дворянкой, превращается в трансформер, где все части тела-дома живут своей жизнью. Жизнь героини в статусе вольной царицы — золотая, но плоская: ешь да пей. Кувшины сами заливают вино в рот, таким же образом поглощается еда. Эффектный свет подчеркивает ненадежное устройство этого мира. Подготавливать театральное волшебство помогает и черный кабинет сцены — специально оформленное сценическое пространство, позволяющее прятать актеров в нужный для действия момент и создавать оптические иллюзии.
Герои в спектакле Яны Туминой перестают быть архетипичными. Оказывается, текст Пушкина можно читать и так, без привычных представлений о безропотном Старике и алчной Старухе, которой всего мало. Искушение Старухи — основу конфликта — можно трактовать широко: дары золотой рыбки не только провоцируют героиню на безумства, связанные с ее алчностью и гордыней, но и заставляют Старуху сделать выбор и отказаться от семьи. Эта тема человеческих отношений внутри семьи вообще оказывается главной в спектакле. Актеры точно играют это стремительное изменение правил жизни героев: постепенно меняется их пластика, в движениях Старухи появляется условность, трансформируется речь. В сцене последнего наказа для Рыбки зрители видят окончательное разобщение героев — пальцы Старухи загораживают все пути маленькому кукольному Старику, который оказывается в ловушке.
Как и в известных классических пьесах, буря становится кульминацией истории. Море становится океаном, драматическое напряжение сцены усиливают музыка (композитор Дмитрий Максимачёв) и свет.
Закольцовывая эту сказку-притчу, Яна Тумина действует как режиссер-гуманист. Она продлевает действие еще на шаг: разбитое корыто (читай: разбитая жизнь), с которым в финале остались герои, вновь становится целым. Этот момент дорогого стоит, потому что дает нам надежду, что и мы справимся, не пропадем, помиримся и заживем счастливо.
В спектакле «Сказка о рыбаке и рыбке» занято немало людей. Центральные роли в разных составах играют актеры Марина Збуржинская и Наталья Васильева, а также Олег Романов и Антон Верещагин. Они же и актриса Светлана Романова действуют в роли невидимых помощников, создающих действие. Четыре человека в спектакле играют море: Андрей Абабий, Катерина Бобович, Ирина Будникова, Родион Михно. Рыбка разговаривает голосом Семена Петрова.
Жанр представления режиссер назвала притчей, убрав слово «сказка» и из названия спектакля. Здесь — «притча о семейной жизни для взрослых, очень взрослых и детей». Хотелось бы, чтобы дети смотрели этот спектакль с кем-нибудь из семьи — скорее всего, им будет что обсудить после финальных аплодисментов. Меньше всего представление подходит для походов в театр классом. Спектакль очень тонкий, требует внимательного зрителя.
Следующие премьерные спектакли запланированы в Театре кукол Карелии на вечер 18 и 25 января.