«Гран-при по-русски»: выставка лучших советских и российских фотографов открылась в Петрозаводске

По снимкам можно проследить историю страны и эволюцию отечественного фотоискусства. А еще — увидеть живые эмоции и уникальные моменты, так удачно пойманные в объектив фотокамеры. Снимки, которые вдохновляют, привезли в Карелию в рамках творческого благотворительного проекта «Поколение М» от компании МТС.

Первая встреча отца с новорожденным сыном. Трехлетняя девочка на руках у хирурга, который пришил ей отрезанные ноги. Пожарный на нефтегазовой скважине, поливающий разгоряченную голову водой из бутылки. Стадо северных оленей, чьи рога сплетаются в изящное кружево.

Это лучшие работы советских и российских фотографов за последние 65 лет. Цветные, черно-белые, выполненные в разных техниках, на разные сюжеты. Объединяет их одно — награды престижного международного фотоконкурса World Press Photo. За всю историю его лауреатами становились 149 мастеров из СССР и России.

"Операция по реплантации ног трехлетней девочке". Автор снимка - фотограф Валерий Христофоров, 1983 год

«Операция по реплантации ног трехлетней девочке». Автор снимка — фотограф Валерий Христофоров, 1983 год

Выставка "Гран-при по-русски". Фото: "Республика" / Любовь Козлова

Выставка «Гран-при по-русски». Фото: «Республика» / Любовь Козлова

В 2011 году работы победителей собрали на одной выставке, а в минувший четверг она приехала в Петрозаводск в рамках проекта «Поколение М» от компании МТС. Проект действует шестой год, и в нем органично сплетаются искусство, поддержка юных талантов и благотворительность.

Поколение молодых

— «Поколение М» — это диджитал-платформа для развития талантов. Главная его цель — дать равные возможности всем детям, вне зависимости от того, где они живут или кто их родители, — рассказывает Екатерина Филатова, руководитель благотворительных программ компании МТС. — В проекте есть несколько творческих направлений, начиная с традиционных, например, вокала и фотографии, и заканчивая более «экстравагантными» — инженерным делом, дизайном одежды».

Наставники в проекте только самые именитые: представители Третьяковской галереи, ГИТИСа, певица Полина Гагарина и еще более 200 мастеров. В начале года они предлагают участникам онлайн-уроки и задания: сделать снимок, записать песню, нарисовать картину. Дети загружают работы на сайт, мастера выбирают лучшие их них.

Победители получают уникальные возможности: проходят в ГИТИС без первого тура, выставляют свои работы в Третьяковской галерее, выступают на большой сцене со звездами эстрады.

Екатерина Филатова. Фото: "Республика" / Любовь Козлова

Екатерина Филатова. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

«Все участники проекта становятся благотворителями, — говорит Екатерина Филатова. — Каждая загруженная конкурсная работа, каждый лайк или репост в социальных сетях — это один балл на «счетчик добра» проекта. В конце года компания МТС переводит баллы в настоящие деньги и отправляет на лечение тяжелобольных детей. За шесть лет участники проекта «натворили» на 18 миллионов, которые пошли на лечение 57 детей».

Победителями проекта уже стали 450 детей из 67 регионов России, у каждого — своя история успеха.

«Наша главная цель — не затащить детей насильно в сферу искусства и культуры, — отмечает Екатерина Филатова. — Мы хотим показать им, как эта сфера устроена изнутри, дать им возможность осознанного выбора будущей профессий. Бывает, что ребенок проходит стажировку и понимает, что это не его, и это нормально».

Но тем, кто свою судьбу все-таки связывает с творчеством, проект «Поколение М» может дать отличный старт.

«Например, Дмитрий Воронцов, победитель по фотонаправлению, живет на Камчатке, в селе Шаромы — оно очень труднодоступное, население меньше тысячи человек, — рассказывает Екатерина Филатова. — Благодаря проекту он ездил в Москву на стажировку к Василию Прудникову и в этом году решил, что точно станет фотографом».

Лучшим вокалистом в прошлом году стал Иван Кургалин из Нижнего Новгорода. Юношу заметили специалисты продюсерского центра «Эколь», которые являются мастерами «Поколения М». Теперь Иван записывает песни, снимает клипы, а совсем недавно прошел слепые прослушивания на шоу «Голос. Дети».

Карельские школьники в проекте тоже добиваются успехов. В прошлом году школьница из Сортавалы Алина Хусаинова выставила свои работы в Третьяковской галерее. Еще четыре ребенка из Карелии вышли в финал конкурса профессиональных иллюстраторов, их работы напечатают в изданиях русских классиков.

Работа Миланы Ребковец из Питкяранты, победившая на конкурсе иллюстраторов. Фото: паблик проекта "Поколение М"

Работа Миланы Ребковец из Питкяранты, победившая на конкурсе иллюстраторов. Фото: паблик проекта «Поколение М»

Для тех, кто пока не нашел свою сферу, в проекте каждый год появляются новые направления. В этом году, например, запустили конкурс для юных футурологов: детям нужно пофантазировать о том, что нас ждет через 100 лет, и создать про это картину или рассказ. Лучшие работы соберут в «энциклопедию будущего».

«В принципе все современные технологии когда-то были предсказаны писателями и художниками. И мы надеемся, что детский ум, который еще не поставлен в рамки стереотипов, поможет найти что-то очень интересное», — говорит Екатерина Филатова.

Фотографический глаз

Иногда онлайн-активностей недостаточно, чтобы познакомиться с детьми и дать им мотивацию. Поэтому проект «Поколение М» выезжает в регионы. Выставка, которая открылась в Петрозаводске, — одно из таких мероприятий.

Вместе с экспозицией в Карелию приехал ее создатель, руководитель культурного проекта «РусПрессФото» Василий Прудников. Он сотрудничает с «Поколением М» с самого его запуска.

Василий Прудников. Фото: "Республика" / Любовь Козлова

Василий Прудников. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

За год мастер просматривает несколько тысяч работ, очень разных по качеству и характеру. Есть дети, которые снимают все подряд, от любимой кошки и до прохожих на улице. Но многие стараются учитывать критерии, по которым Василий оценивает фото. И это вовсе не техника съемки.

«Техническое качество стоит на втором, а то и на третьем месте. Как говорится, техника — это дело техники, этому можно научить абсолютно любого, — говорит Василий. —  Я больше смотрю на то, что привлекает внимание участника, какие сюжеты его интересуют, видит ли он смысл в том сюжете, который снял. Журналистский подход к фотографии должен быть прежде всего осмысленным: тут не делается картинка ради картинки, одной эстетики недостаточно».

Этому Василий учит и во время стажировок, на которые к нему приезжают победители конкурсов: фотограф должен видеть смысловые стыки, которые увязывают героев с обстановкой и придают снимку глубину. Такая фотография показывает чуточку больше, чем видит камера, объясняет мастер.

«Например, Гоша Астраханцев из Астрахани сделал такую карточку: неухоженный деревянный домик, который ушел в грунт, а на заднем плане — современное здание. И Гоша так умело вписал этот домик в среду, что зрители считывают связь поколений, времен: там в одном кадре — три века».

Георгий Астраханцев и Прасковья Шилова, победители фотонаправления, на стажировке у Василия Прудникова. Фото: паблик проекта "Поколение М"

Георгий Астраханцев и Прасковья Шилова, победители фотонаправления, на стажировке у Василия Прудникова. Фото: паблик проекта «Поколение М»

Так видеть окружающий мир — в большой степени талант, так называемый фотографический глаз. Это как музыкальный слух у композиторов: или есть, или нет. Но задать вектор понимания качественной фотографии можно каждому заинтересованному ребенку, уверен Василий. А получится ли у него эти знания применить на практике, покажет время.

«Мы стараемся даже пейзаж делать по-журналистски, чтобы там тоже была эмоция и смысловая нагрузка, — отмечает Василий. — Типичная ошибка любителей, особенно детей, — снимать пейзаж ради пейзажа. А я им объясняю: вы просто зафиксировали красоту, которую создала природа. Не вы этот закат подняли на лебедке, не вы посадили деревья. А как сделать так, чтобы это было наше? Найти уникальное состояние, ввести что-то в пейзаж, например, героя. Нет героя — войдите в кадр сами, техника это позволяет. Это гораздо интереснее, чем просто зафиксировать закат солнца, здесь уже есть работа фотографа».

Выставка лучших

Знакомство с лучшими образцами фотографии — один из способов вдохновить детей на творчество и привить им вкус. Вот почему в Петрозаводск приехали именно работы лауреатов World Press Photo.

Премьера выставки прошла в 2011 году. С тех пор она успела побывать в 18 городах, в том числе за рубежом: в Братиславе, Хьюстоне, Амстердаме. Сегодняшняя экспозиция сильно отличается от стартовой: лауреатов конкурса от России, к счастью, год от года становится больше.

Выставка представляет всех лауреатов — фотографов, занявших первое, второе и третье места, плюс тех, кто получил почетные дипломы. Всего их 149 человек. Много это или мало?

— По сравнению с другими странами — мало, — говорит Василий Прудников. — Но если учесть, в каких условиях наши побеждали, то это очень много. Ведь советским фотографам долгое время приходилось давать такие сюжеты, которые соответствовали бы политической конъюнктуре в нашей стране и могли быть по достоинству оценены на международном уровне. И в этом плане наши фотожурналисты работали филигранно.

 

В 2019 году в число лауреатов World Press Photo вошла фотограф из Калуги Алена Кочеткова: она представила на конкурс пронзительную серию автопортретов, которую сделала во время лечения от рака. Она тоже приехала в Петрозаводск на открытие выставки: встретилась с молодыми фотографами, рассказала о своем творческом пути и дала мастер-класс по составлению серий фотографий.

Работу Алены Кочетковой, как и снимки других мастеров, в Петрозаводске можно увидеть до 15 марта. Куда отправится выставка после этого, пока неизвестно. Но организаторы надеются, что ее удастся показать еще во многих городах: соприкоснуться с фотографией такого уровня не через экран компьютера, а в живую, дорогого стоит.

(12+)