Парламент Карелии поддержал федеральный законопроект о местном самоуправлении

Об успешных практиках реорганизации системы муниципальной власти на сессии Заксобрания рассказала депутат Анна Лопаткина.

На состоявшемся сегодня заседании Законодательного собрания Карелии депутаты большинством голосов поддержали федеральный законопроект о местном самоуправлении. Он предусматривает переход к одноуровневой системе организации местного самоуправления. Законопроект подготовлен в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти. Напомним, соответствующие поправки в Основной закон страны были одобрены на общероссийском голосовании летом 2020 года.

Одноуровневая система состоит из городских и муниципальных округов. По этой модели все поселения района объединяются в один муниципальный округ, ему передаются поселенческие полномочия, на этом уровне действует и орган представительной власти – местный совет депутатов.

Как отметила председатель парламентского комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Анна Лопаткина, в поддержку реформирования муниципальной власти высказываются в том числе коллеги из районов.

Анна Лопаткина. Фото: пресс-служба ЗС РК

Анна Лопаткина. Фото: пресс-служба ЗС РК

«Они хорошо знают, как работает двухуровневая система МСУ, в том числе говорят о сложностях, которые существуют при этой системе. О трудностях с поиском желающих принять участие в выборах депутатов сельских поселений, с правомочностью принимаемых потом на сессиях решений (в условиях, когда депутатский корпус сформирован не полностью – прим. ред.), и о многих других проблемах. При этом на Северо-Западе есть пример Калининградской области, которая в 2019 году перешла на одноуровневую систему местного самоуправления. Уже три года эта система там работает, и туда едут из других регионов перенимать опыт, посмотреть, как местная власть осуществляет полномочия», – рассказала Анна Лопаткина.

Также депутат обратила внимание на то, что и сейчас далеко не в каждом сельском населенном пункте в Карелии и других регионах есть местное самоуправление (в виде администраций и сельских советов – прим. ред.). Существующие поселения как административные образования включают в себя иногда десятки маленьких деревень, в которых МСУ нет. Местное самоуправление сосредоточено в поселенческом центре.

Главные проблемы, с которыми сталкивается власть на местах, – это финансовая и кадровая обеспеченность.

«Именно на решении этих проблем нам надо концентрировать свои усилия», – добавила Анна Лопаткина.

Парламентарий также отметила, что законопроект о местном самоуправлении принят Госдумой пока только в первом чтении. Ко второму чтению, очевидно, будут вноситься поправки по итогам обсуждения в регионах и экспертных сообществах. Кроме того, законопроект предусматривает пятилетний переходный период, с 2023 по 2028 год, в течение которого планируется постепенно перейти к одноуровневой организации местного самоуправления.

Председателя профильного парламентского комитета поддержала ее коллега Татьяна Тишкова.

Татьяна Тишкова. Фото: пресс-служба ЗС РК

Татьяна Тишкова. Фото: пресс-служба ЗС РК

«Считаю, что главная задача – повысить эффективность местного самоуправления, усилить его возможности оперативно решать вопросы местного значения. И одновременно не только сохранить, но и дальше развивать и укреплять обратную связь с жителями. Важно, что федеральный законопроект предусматривает переходный период, в течение которого можно будет апробировать лучшие муниципальные практики с учетом особенностей различных территорий», – сказала Татьяна Тишкова.

Ранее в интервью «Республике» свое мнение о развитии местного самоуправления подробно изложил вице-спикер Заксобрания Илья Раковский.

Инициаторами федерального законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» стали председатели профильных комитетов в Совфеде и Госдуме Андрей Клишас и Павел Крашенинников в декабре 2021 года. 25 января этого года Государственная дума приняла проект закона в первом чтении.