Лыжи, клюшки, «Сердоболь»

Арт-директор альманаха «Сердоболь» Виталий Рыстов переехал в Сортавалу в 2004 году. Его рассказ о городе вышел в последнем номере журнала Carelia. Публикуем эту историю (с некоторыми сокращениями) для тех, кто не читает по-фински.

Арт-директор альманаха «Сердоболь» Виталий Рыстов переехал в Сортавалу в 2004 году. Его рассказ о городе вышел в последнем номере журнала Carelia. Публикуем эту историю (с некоторыми сокращениями) для тех, кто не читает по-фински.

Получив в наследство от отца комнату в Санкт-Петербурге, я продал ее и приобрел: новый русский автомобиль, джинсовое пальто и двухкомнатную квартиру в центре Сортавалы. Это было в 2004 году.

Квартира моя находилась в старинном деревянном финском доме 1890 года постройки. Наверное, она во многом определила мою дальнейшую жизнь на новом месте. Архитектором и первым владельцем всего дома был Йохан Леандер. Он и его два сына были архитекторами и строителями более двух сотен домов в городе. Старший — Оскар — к тому же был главным пожарным инспектором в Сортавале.

Фото из личного архива Виталия Рыстова

Начав обустраивать квартиру, я столкнулся с проблемой охраны памятников архитектуры. В постсоветское время на эти цели прекратили выделять средства, и все исторические, особенно деревянные, дома в городе стали гибнуть. Поначалу я в одиночку пытался через суд обязать городские власти произвести положенный капитальный ремонт, но не успел. В общероссийском масштабе спешно были запущены «реформы» с целью переложить ответственность за реставрацию на самих граждан.

Некоторая надежда была на инициативу финской стороны – создать в Сортавале систему подготовки местных реставраторов, но, увы, она не нашла поддержки нашего градоначальства. А в дальнейшем мои наивные попытки через общественность публично повлиять на политику властей в этом вопросе потерпели крах.

Но неожиданно из моего поражения родилась победа творческая. На волне «печатных публичных войн» за сохранение памятников культуры всплыл самобытный краеведческий и литературно-художественный альманах «Сердоболь».

В 2010 году журнал получил общественное признание – стал одним из победителей всероссийского конкурса краеведческих периодических изданий.

В 2010 году журнал получил общественное признание – стал одним из победителей всероссийского конкурса краеведческих периодических изданий.

Я без ложной скромности могу назвать «Сердоболь» одним из городских брендов. К таковым в городе можно отнести, увы, несохраненный лыжно-мебельный комбинат с его брендовой продукцией времен СССР – лыжами и клюшками. А из культурной сферы – резчика по дереву Кронида Гоголева и выставочный зал-музей его имени.

Альманах «Сердоболь» взял на себя благородную миссию рассказывать современникам о малоизвестных страницах в истории города и незаслуженно забытых горожанах. Так, впервые были представлены портрет и жизнеописание одного из первых владельцев сордавальских земель – шведского графа Банера. Узнали читатели и то, что родились и жили здесь известные финны: скульптор Эйла Хилтунен, актер Лассе Пёюсти и др. Из недавнего советского прошлого воскресил журнал художников Харитонова и Зиновьева, режиссера Печурина. Установил истинные условия жизни инвалидов войны на острове Валаам в советский период.

Об альманахе «Сердоболь» в программе «Культурная жизнь»:

16 полновесных иллюстрированных номеров за недолгие шесть лет жизни издания, которое осуществляется на личные пожертвования сердобольных жителей, говорит о многом. В том числе и о том, что люди наши стали сопротивляться насаждаемому потребительскому обществу. Возможно, опять заработает мебельно-лыжное производство, отстроят лыжный трамплин в парке, начнут выращивать породы ценных пушных животных в зверосовхозах. А о трудовых успехах рабочих Приладожья станут писать на страницах обновленного «Красного знамени». Там же будут афиши спектаклей самодеятельных коллективов, которые когда-то существовали почти на каждом крупном предприятии города.

 

Специальный проект "Районы говорят"