«Нужно всегда внутри себя искать творческий смысл»

О музыке: «Как бы я нарисовал свою музыку? Мне трудно представить. Думаю, музыка не должна непосредственно вызывать одинаковую визуальную картинку у слушателей. В этом-то и фокус. В этом заложен смысл нашей импровизации на сцене, когда из звука, этой живой клетки, рождается образ».

Легендарный музыкант Юрий Башмет накануне побывал в Петрозаводске и представил в нашем городе один из своих проектов. Местная публика хорошо приняла совместную работу мастера с артистом Константином Хабенским. В чем сложность этого выступления для зрителя и почему, по мнению Юрия Башмета, музыка не должна вызывать одинаковые ассоциации у разных людей — в материале «Республики».

О совместном проекте с Константином Хабенским

— Когда мы начали работать над произведением Камю «Калигула», то, скорее, изменилась моя позиция в исполнении Шуберта. Это то, что мы не можем облечь в слова. Мне кажется, после того, как мы начали работать над этим проектом, у меня возникло еще более трогательное и нежное отношение к самому музыкальному тексту. В свое время наш ансамбль уже заслужил чуть ли не Grammy, независимо от текста. Но все-таки, когда появляются слова, все это приобретает особую глубину. За то время, что мы выступаем вместе с Константином Хабенским, в плане звучания мы приобрели большую контрастность и по динамике, и по краскам. Все это действительно стало взаимопроникать, текст и музыка. И для зрителя в первом отделении сложность состоит в концентрации и восприятии. Конечно, здесь должна работать и сама публика, поскольку материал очень спрессованный. А что касается «Карнавала животных» Камиля Сен-Санса, то, как известно, существует оригинальный текст. Костя всем своим талантом прекрасно анонсирует каждую следующую пьесу. Получается очень здорово.

О музыке для кино

— Вы знаете, у композитора Альфреда Шнитке много музыки написано для кино, однако в мире он известен не этим. Я его как-то спрашивал, и он мне объяснил, что для него такая работа – это практика, это ремесло, за которое ему еще и деньги платят. Сам сценарий, сама идея какой-то ленты, сама атмосфера – это ключ для его мысли. Если помните мультфильм «Маугли», там же потрясающая музыкальная атмосфера. Даже в самом неудачном произведении есть идея, есть воплощение и есть какое-то зерно. Нужно всегда внутри себя искать творческий смысл.

О попытке нарисовать звуки

— В детстве я пытался рисовать. Мама еще не знала, чем меня увлечь, и делала много разных попыток. Нарисовать что-то из воображения у меня редко получается, а вот создать, срисовать предмет — это выходит хорошо. Однако в моей профессии мне не нужно видеть макет, чтобы нечто выразить. Как бы я нарисовал свою музыку? Мне трудно представить. Думаю, музыка не должна непосредственно вызывать одинаковую визуальную картинку у слушателей. В этом-то и фокус. Вы сидите в зале вместе с подружкой, если это хорошее исполнение и оно вас увлекает, то, поверьте мне, у вас не возникнет одинаковых картинок. В этом заложен смысл нашей импровизации на сцене, когда из звука, этой живой клетки, рождается образ. Но ваш образ будет отличаться от образа другого человека. Вызывать прямую картинку – это тупиковый путь. У меня была такая мечта очень давно, но это тупик.