Патриоты рынка

Ритейлеры объяснили карельским производителям, что мешает местным товарам попадать на прилавки крупных сетевых магазинов.

Прилавок с сушеными фруктами на древлянской ярмарке в Петрозаводске. Фото: Яков Симанов

Ярмарка в Петрозаводске. Фото: Яков Симанов

В Петрозаводске встретились представители крупных продуктовых ритейлеров и местные производители. Они обсудили, как обеспечить доступ местных товаров на полки сетевых магазинов. Круглый стол совместными усилиями организовали Институт экономики КНЦ РАН, карельский бизнес-омбудсмен Елена Гнётова и региональное Минэкономразвития.

Организаторы приглашали представителей всех работающих в регионе ритейлеров, но пришли только два: замдиректора Северо-Западного филиала X5 Retail Group Ольга Волкова и гендиректор ООО «Семейный капитал» Алексей Кичигин.

Сначала слово взяли сами организаторы.

Главная проблема — предпринимателям просто некуда сбывать товар, считает уполномоченный по правам предпринимателей в Карелии Елена Гнётова:

https://eb.utuoy/FcGydNTXP34

Местные производители часто жалуются, отметила Гнётова, что сетевые магазины вытесняют частную торговлю, и производителям продавать свой товар самостоятельно проще, чем договариваться с ритейлером.

Однако осложняет их положение то, что и без конкуренции с крупными сетевиками открыть собственную торговую точку сейчас очень и очень непросто: такое у нас законодательство. Например, сегодня в Карелии не разработан порядок размещения нестационарных торговых объектов.

Еще предприниматели считают проблемой избыточный контрольно-надзорный аппарат: постоянные проверки не дают бизнесменам отдать все силы производству и торговле.

Елена Гнётова предложила несколько рецептов, который могли бы исправить ситуацию.

  1. Обеспечить малых и средних предпринимателей доступными займами
  2. Стабилизировать кадастровую стоимость, чтобы бизнесмены могли получать землю под строительство
  3. Увеличить доли малых форм торговли по сравнению с ритейлерами в регионе
  4. Создать единый бренд местной продукции с условным названием «Покупай карельское».

Позицию местных производителей представила сотрудница Сямозерской сыроварни Надежда Кялина. Это небольшое семейное предприятие, изготавливающее сыры по итальянской технологии.

Надежда Кялина. Фото: Николай Смирнов

Надежда Кялина. Фото: Николай Смирнов

Сыроварня открылась чуть больше года назад, но ее уже знают за пределами республики. Торговые сети сразу охотно согласились сотрудничать с производителем (сыроварня для этого заранее подготовила все необходимые документы).

Но когда продукция сыроварни попала на полки магазинов (в том числе и крупных), стало ясно: объёмы продажи бизнесменов не устраивают. Надежда Кялина считает, что причина — в слишком высокой наценке, которую устанавливают магазины: порой она превышает 30 процентов. В результате цены стали слишком высокими, а сыр — доступным далеко не каждому покупателю.

Основной рынок сбыта предприниматели нашли в небольших торговых сетях, специализирующихся на продаже натуральных продуктов. Причем магазины эти расположены не только в Петрозаводске, но и в Петербурге — более того, именно в Северную столицу уходит большая часть товара.

Сейчас сыроварня сотрудничает с крупными региональными сетями, такими как «Сигма» и «Бородинский». Пытались выйти и на федеральный уровень: вели переговоры с «Лентой», почти обо всём договорились, но вовремя поняли, что не смогут производить необходимый объем товара.

Небольшие объемы производства местной продукции, кстати, — еще один барьер, мешающий сотрудничеству наших производителей и ритейлеров. Сетевые магазины хотят закупать крупные партии, но у малых предпринимателей для этого просто не хватает мощностей. Кому-то приходится идти на уступки.

Несмотря на все проблемы, производство на Сямозерской сыроварне идет полным ходом. Предприниматели собираются увеличить ассортимент и объемы продукции.

Замдиректора Северо-Западного филиала компании X5 Retail Group (владеет магазинами «Пятерочка») Ольга Волкова постаралась объяснить бизнесменам, как им следует строить отношения с крупными ритейлерами.

Ольга Волкова. Фото: Николай Смирнов

Ольга Волкова. Фото: Николай Смирнов

По словам гостьи из Северной столицы, сетевики заинтересованы в сотрудничестве с локальными поставщиками. Чем ближе к магазину расположен поставщик (или производитель), тем меньше затраты на логистику, а значит, ниже цена. Это особенно актуально в условиях падения курса рубля и экономических санкций: возможность сэкономить, не теряя при этом в качестве, для ритейла сейчас важна как никогда.

Чтобы начать сотрудничество с X5 и продавать свою продукцию в «Пятерочке», производителю нужно перейти на сайт компании и заполнить там специальную анкету. Но оказывается, что об этой возможности мало кто из местных производителей и поставщиков знает.

Между тем электронная подача заявки — самый удобный и объективный метод оценки потенциальных поставщиков. Он позволяет московскому руководству проверить, справедливо ли тот или иной категорийный менеджер решил начать (или не начинать) сотрудничество с тем или иным предпринимателем. Это позволяет свести к минимуму субъективные факторы, убеждена Ольга Волкова.

Вспомнила представительница ритейлера и о так называемом потребительском патриотизме. Его суть в том, что покупатели при прочих равных предпочитают товары, произведенные в их городе и регионе.

— Все хотят покупать свежее, качественное и местное, — подытожила Ольга Волкова.

А еще она рассказала интересную историю о преимуществе карельских фермеров перед коллегами из соседних регионов. В прошлом году компания стала искать среди фермеров поставщиков свежей продукции для петербургских «Перекрестков» (магазины также принадлежат X5 Retail). Задача была — найти качественные и свежие товары по приемлемой цене.

Первым делом менеджеры обратились к фермерам Ленинградской области. Вскоре выяснилось, что фермерский продукт там очень дорогой. Тогда решили пойти севернее — в Карелию.

И были приятно удивлены:

https://eb.utuoy/niu6WKPcqho

Пару лет назад компания запустила проект «Покупай местное». Он работает во многих регионах России, в том числе в Петербурге и в соседней Вологодской области. В Карелии этой системы пока нет: по словам Ольги Волковой, связано это с тем, что X5 пришла в республику совсем недавно. Но если местные производители проявят активность, в «Пятерочках» вполне могут появиться стопперы с надписью «Покупай карельское».

Карельский бизнесмен Валентин Сватовой указал собравшимся еще на одну проблему: слишком жесткое законодательство. Дело в том, что в России действует множество регламентов, не дающих малому и среднему бизнесу свободно развиваться. То же самое можно увидеть и на Западе, но там эта система складывалась постепенно и предприниматели смогли к ней адаптироваться.

Малому бизнесу очень сложно получить все необходимые сертификаты, чтобы его продукция попала на прилавки серьезного ритейлера. По этой причине сами сетевики не очень охотно ищут подобного сотрудничества.

Эта проблема накладывается на другую, уже упомянутую, — нежелание ритейлеров работать с малыми объемами продукции:

https://eb.utuoy/56HJctBv9O0

По итогам круглого стола (который одновременно стал очередной стратегической сессией под эгидой Агентства стратегических инициатив) будет сформирована рабочая группа. Ее члены займутся разработкой паспорта проекта, который в конце апреля — начале мая ученые представят главе республики.

В паспорте будут указаны основные проблемы, стоящие в Карелии перед местными производителями, а также предполагаемые пути их решения.

В Институте экономики надеются, что решить их поможет проектное управление:

https://eb.utuoy/OnYlV6k81Xs

Группу сформируют в ближайшие дни, после чего она приступит к работе. А уже в следующий вторник в карельской столице пройдет третья тематическая сессия АСИ: она будет посвящена взаимодействию регионального бизнеса с субъектами естественных монополий.