Кто будет впередсмотрящим?

Стратегическое планирование – вещь очевидно необходимая, но не всегда осуществимая. Чтобы стратегия заработала, чиновникам нужно победить бюрократию и начать реально оценивать свою эффективность. В новом выпуске «Экономики с Евгением Жирнелем» руководитель Минэка рассказывает о том, как научиться думать наперед.

– Во вторник я побывал на круглом столе в аналитическом центре при правительстве России. У нас нет такого центра, и в этом наша беда. Статистика – это хорошо, но это лишь один из инструментов. Как можно управлять чем-то, что реально не можешь оценить?..

Один из вопросов, которые обсуждались на этом круглом столе, – реализация стратегий: что изменилось после принятия федерального закона о стратегическом планировании. Там описано, как должно идти стратегическое планирование, в том числе на уровне региона.

Евгений Жирнель

– То есть это не просто один из методов госуправления – это обязанность?

– Да. У нас существует стратегия развития республики до 2020 года. Но есть важный момент: она была написана до появления этого закона, который предполагал, что все субъекты разработают или откорректируют свои стратегии в соответствии с федеральной. Но та еще не появилась, и многие регионы эту работу приостановили. Хотя на самом деле регион может разрабатывать свою стратегию, понимая те возможности и ограничения, которые у него есть.

Стратегия – очень важный документ. Она показывает не только что мы должны делать, но и фактически отвечает на вопрос, чего мы не делаем. Ресурсы, особенно на уровне региона, всегда ограничены. Мы должны понимать, где те точки приложения усилий, на которых мы концентрируем эти ресурсы, чтобы получить максимальный эффект: в отраслевом аспекте, территориальном аспекте и так далее.

– Вы говорите, что у нас нет такого плана, но ведь мы же все прекрасно знаем и наши слабые места, и наши ресурсы. И без стратегии понятно, что в Карелии строить деревообрабатывающие заводы логичнее, чем нефтяные вышки.

– Нужен конкретный план, дорожная карта. Мы во многом заложники ситуации. Мы с одной стороны говорим о том, что нужно создавать высокотехнологичные производства, высокопроизводительные рабочие места, оптимизировать предприятия и так далее. А с другой стороны – у нас 11 моногородов. Мы не можем закрыть завод и на его месте построить другой. Мы не можем сократить персонал, не понимая, где трудоустроятся уволенные люди. Нужен план.

– На какой период считается стратегия?

– Сейчас почти все регионы имеют стратегии до 2030 года.

– Что можно просчитать на 15 лет вперед? Для примера – могли мы в начале двухтысячных предположить, что рынок газетной бумаги рухнет из-за технологического прорыва и Кондопога окажется в той ситуации, в которой она находится сейчас?

– Да, могли. Такие технологические прогнозы уже делались.

Откуда появилась идея проектного управления? Сейчас на федеральном уровне озвучивается, что для реализации стратегии нужно поменять принцип работы, перейти из режима поручений в режим приоритетов. Сегодня чиновники занимаются текущей работой и живут в режиме поручений. О стратегии, даже если она есть, вспоминают редко. Это проблема не Карелии, а всей страны. Что такое проект? Это работа, которая подразумевает конкретный срок ее окончания и конкретный результат. Но пока это не работает, потому что не интегрировано в систему госуправления. Работа чиновника или ведомства не привязана к результатам.

– Вы уже не первый раз говорите про результаты и их измеримость. Неужели этого нет? Каждую весну ведомства отчитываются по итогам ушедшего года. Столько-то налогов собрано, столько-то квадратных метров жилья построено, столько-то детей получили 100 баллов за ЕГЭ, такой-то индекс промышленного производства. Чем не результаты?

– К оценке эффективности работы конкретного ведомства эти цифры не привязаны.

Давая себе оценку, мы часто апеллируем к внешним факторам, и по большому счету мы правы. Мало кто спорит с тем фактом, что воздействие внешних факторов на экономику региона сегодня больше, чем управленческое воздействие внутри региона.

– С этим можно что-то сделать?

Сейчас Министерство экономического развития по поручению премьер-министра разрабатывает индикативный план работы правительства. Это система показателей для каждого министерства. Причем это конечные показатели: например, выполнение указов президента. Это даст нам понимание – насколько то, что происходит в реальной жизни, соотносится с действиями ведомств.

Я начал разговор с упоминания аналитического центра. Не буду перегибать палку: конечно, аналитика в Карелии есть, этим занимаются все ведомства по своим направлениям. Но на уровне регионов проблемы с масштабной аналитикой, которая бы оценивала общие тенденции, с хорошей ретроспективой, с динамикой. Эта аналитика должна быть высокопрофессиональной, вестись на постоянной основе. Есть мнение, что она должна быть независимой: чиновники умеют и любят жонглировать цифрами. И вот такой аналитики, которая дала бы нам основание для реализации стратегии, у нас нет.

Если вы посмотрите в Стратегию развития Карелии, вы увидите множество правильных вещей: вопрос в том, как их осуществить.