Черная дыра

Экономика не терпит популизма – этот тезис наглядно подтверждает ситуация с петрозаводским муниципальным предприятием «Городской транспорт».

Экономика не терпит популизма – этот тезис наглядно подтверждает ситуация с петрозаводским муниципальным предприятием «Городской транспорт».

Администрация Петрозаводска вновь требует 40 миллионов рублей для МУП «Городской транспорт», хотя только в конце прошлого года троллейбусному предприятию было выделено более 93 миллионов из городской казны. По имеющейся информации, дотации хоть и расходуются впечатляющими темпами, тем не менее, еще более половины из этой суммы, 53 миллиона, у предприятия остается.

Тем не менее, «Городской транспорт» вновь обратился к депутатам Петросовета с предложениями о значительном увеличении субсидий. Происходит ровно то, о чем уже не раз предупреждали: с той финансовой политикой, которую проводит муниципальное предприятие, бюджетные расходы  на троллейбусные перевозки превращаются в черную дыру для казны. Подтверждается известный тезис: экономика не терпит популизма.

Троллейбусное сообщение в городе всегда было дотационным, и всегда поддерживалось из бюджета в силу его социальной значимости.  Но для того, чтобы понять, почему именно сейчас сложился некий замкнутый круг – «Городскому транспорту» дают и дают субсидии, а предприятие «проедает» их с какой-то невероятной скоростью, требуя все новых денежных вливаний – начать следует с 2011 года. Цифр придется привести много, но без этого невозможно дать полную картину, как закручивалась бюджетная воронка.

Для справки

Что такое предельный тариф и как рассчитываются субсидии из бюджета?

Предельный тариф на перевозки устанавливается Петросоветом, на основании себестоимости одной  поездки. Ее обосновывает «Городской транспорт».

«Предельный» — это значит, что цену на проезд выше этого тарифа «Городской транспорт» установить не может. Ниже – пожалуйста, если предприятие считает такое решение экономически обоснованным. Но при этом субсидии из бюджета рассчитываются следующим образом: как разница между предельным тарифом и фактической себестоимостью перевозок.

2012 год

Предельный тариф на проезд в троллейбусах — 12 рублей. Себестоимость перевозок с учетом 10%-ной рентабельности — 20 рублей. Дотации  из бюджета — 8 рублей за каждый проданный билет.

2013 год

Предельный тариф – 17 рублей. Себестоимость  — 22 рубля. Дотации из бюджета – 5 рублей.

2014 год, январь-май

Предельный тариф – 17 рублей. Себестоимость — 27 рублей 40 копеек, при рентабельности в 5%. Дотации из бюджета —  больше 10 рублей.

2014 год, июнь-декабрь

Предельный тариф – 17 рублей. Себестоимость – 26 рублей 10 копеек. Дотации из бюджета —  9 рублей 10 копеек.

2015 год

Предельный тариф – 17 рублей. Себестоимость 28 рублей 35 копеек. Дотации из бюджета – 11 рублей 35 копеек.

Итак, как рассказывает зампредседателя Петросовета Александр Ханцевич, в  декабре 2011 года депутаты утвердили «Городскому транспорту» предельный тариф на перевозки с тем, чтобы из бюджета доплачивать 8 рублей за каждый проданный билет.

В конце 2012 года директор троллейбусного предприятия вновь обратился в тарифную комиссию с просьбой предельный тариф пересмотреть, поскольку себестоимость перевозок поднялась. Что и было сделано, и при этом удалось уменьшить нагрузку на городскую казну примерно на 40% — теперь за перевозку каждого пассажира бюджет стал доплачивать меньше.  В общем, конечно, не от хорошей жизни решения такие принимались, но какова была (и, главное, есть) ситуация с бюджетными доходами, всем известно.

Александр Ханцевич

Александр Ханцевич. Фото:karel.er.ru

Аттракцион неслыханной щедрости

Что дальше? А дальше в Петрозаводске после выборов появился новый мэр, Галина Ширшина.  И снизила стоимость проезда в троллейбусах ДЛЯ ПАССАЖИРОВ до 10 рублей. При сохранении все того же предельного тарифа в 17 рублей.

То есть сумма бюджетных дотаций, необходимых троллейбусному предприятию, резко возросла более, чем в два раза. Но, как поясняет Александр Ханцевич, тогдашний руководитель «Городского транспорта» Андрей Афанасьев  сумел убедить депутатов, что предприятие, так резко снизив цены на проезд, перетянет на себя значительную часть пассажиропотока от «маршруток». И за счет этого себестоимость поездки тоже упадет. В общем, предприятие выберется из тяжелого положения.

Петросовет согласился выделить необходимые дотации на срок в четыре месяца, с тем, чтобы потом руководство «Городского транспорта» отчиталось о результатах. В июне Афанасьев доложил, что прогнозы оправдываются, себестоимость уже упала. Ну, раз сам директор заявил – хорошо. Значит, и нагрузку на бюджет пусть немного, но можно было уменьшить.

Подсчитали — прослезились

Словом, аттракцион неслыханной щедрости от «Городского транспорта» продолжился. И вот в ноябре прошлого года от руководства следует новое заявление, в стиле, «подсчитали – прослезились».

Выяснилось, что на 2015 год себестоимость одной поездки в троллейбусе составит уже…более 28 рублей! То есть больше, чем до того, как был затеян эксперимент.

«В общем, приехали», — констатирует Александр Ханцевич.

Депутаты недоумевали: как же так? Руководство «Городского транспорта» так красиво докладывало, насколько благотворно снижение цены на проезд повлияло на себестоимость, как все замечательно идет. Директор троллейбусного предприятия в ответ принялся объяснять: ну, вы же понимаете, летом люди на дачах, студенты разъехались, общественным транспортом мало кто пользуется… А тут еще ремонты техники и прочее.

Таким аргументам можно только удивляться, почему эти-то очевидные экономические риски авторы эксперимента не просчитали… Но, как бы то ни было, Петросовет опять пошел навстречу «Городскому транспорту». Хотя уже очень многие депутаты открыто заявляли: так дальше продолжаться не может. Ведь в условиях скудного бюджета для того, чтобы бесконечно увеличивать вливания в МУП, придется эти деньги снимать из каких-то других расходных статей… Но тем не менее, решение было принято: вновь увеличить дотации «Городскому транспорту». Таким образом, на 2015 год на помощь муниципальному предприятию было заложено без малого 93 миллиона рублей.

Дайте еще. И еще…

Итак, с начала года прошло три месяца. В начале апреля «Городской транспорт» в очередной раз заявил, что… денег им опять не хватает. И при нынешнем уровне субсидирования из бюджета «предприятие будет испытывать нехватку оборотных средств, дефицит финансирования и рост кредиторской задолженности».

Тут уже депутаты возмутились: так кто же вас заставляет ездить по 10 рублей (предельный тариф, напомним, 17 рублей)? Ну раз так, раз долги копятся, надо признать – аттракцион неслыханной щедрости провалился. Продолжать его лишь ради того, чтобы Галина Ширшина могла красиво рассказывать в своих видеоотчетах, как пенсионеры радуются 10-рублевому проезду? Так они вовсе бесплатному проезду обрадовались бы еще больше. Пока не выяснилось бы, что внуки этих пенсионеров в детских садиках, например, стали меньше есть. Потому что ради одного суперщедрого жеста пришлось бы у кого-то что-то отнимать.

А ведь нечто подобное уже происходит. Все острее — нехватка средств на другие социальные проекты и программы: на асфальтирование придомовых территорий, на строительство моста в Соломенном, на замену лифтов в жилых домах…  Совсем недавно стало известно, что горадминистрация решила изменить рацион дошкольников. Из него чиновники, например, убрали куриную грудку и морс, треску заменили на пикшу, бананы – на яблоки… Аккурат в тот момент, когда «Городскому транспорту» потребовалось еще 40 миллионов рублей из бюджета.

Комбинация задумана следующая. Новый, недавно назначенный Галиной Ширшиной директор «Городского транспорта» Максим Луньков на сей раз предлагает установить ПРЕДЕЛЬНЫЙ размер тарифа на уровне 10 рублей. В чем разница? Еще раз повторимся —  в том, что тогда троллейбусы не смогут возить пассажиров дороже, как бы не вынуждала их к этому экономическая реальность. Но самое главное – дотации «Городскому транспорту» опять придется существенно повысить.

…и прямо сейчас

Для того, чтобы склонить депутатов к такому шагу, директор Луньков заявил, что тогда себестоимость поездки будет чуть больше 24 рублей (с чего это вдруг? Ведь еще несколько месяцев назад заявляли, что гораздо больше).

«Но даже если так – и дальше что? Сейчас при предельном тарифе в 17 рублей бюджет платит больше 11 рублей за поездку. При предельном тарифе в 10 рублей, даже если, как заявляет «Городской транспорт», себестоимость будет 24 рубля, из казны все равно придется доплачивать значительно больше – свыше 14 рублей!», — говорит Александр Ханцевич.

Он признается, что ему также непонятно, почему предприятие требует этих дополнительных средств прямо сейчас. По признанию самого Лунькова, выделенную в конце 2014 года  сумму «Городской транспорт» не успел израсходовать и наполовину.

Но самое главное – а где гарантии, что через  пару-тройку месяцев директор троллейбусного предприятия опять не придет и не скажет, что себестоимость уже вновь выросла? И нужно еще 20, 30, 40 миллионов? Ответить, мол, так считайте свою экономику и деньги, увеличивайте плату, Петросовет уже не сможет – если предельный тариф (с подачи администрации города) будет утвержден на уровне 10 рублей. И воронка, в которую уходят бюджетные средства, будет становиться все глубже.

Потому что, как уже сказано, бесплатного ничего не бывает. И каждый горожанин, покупая билет за 10 рублей, берет недостающие для покрытия убытков предприятия деньги не из личного кошелька затеявшей эксперимент Галины Ширшиной. И не из кармана господина Лунькова. Он берет эти деньги из бюджета города, который сам же как налогоплательщик пополняет. То есть все равно в итоге ездит не за «дядин» или за государственный, а за свой счет. И этот счет для него становится все выше и выше – под рассказы о «социальном» транспорте.