Люк бронепоезда

В оборонительных боях 1941 года Карелию защищали три бронепоезда. Про один из них вообще мало что известно, историю остальных узнали участники фонда «Эстафета поколений». При отступлении красноармейцы подорвали поезда, чтобы они не достались противнику. Бронелюки одного из них поисковики нашли под Петрозаводском, теперь это музейные экспонаты.

К началу Великой Отечественной войны в южной и центральной Карелии железнодорожные пути охранял 52-й Кировский стрелковый полк НКВД под командованием майора Ивана Максимовича Анашкина. В полку было более двадцати гарнизонов по охране мостов на реках Шуе, Свири, Суне, Олонке, Тулоксе и других. Также в его составе при оборонительных боях 1941 года участвовали три бронепоезда БЕПО-52.

Об одном из них известно лишь то, что противник подбил его в трех километрах западнее станции Эссойла. Боевой путь двух остальных бронепоездов благодаря историческим документам восстановили участники Карельского регионального общественного фонда содействия увековечению памяти погибших при защите Отечества «Эстафета поколений». Оказалось, что один БЕПО-52 сделали в петрозаводском депо. Красноармейцы подорвали этот бронепоезд 30 сентября 1941-го при обороне Петрозаводска, чтобы он не достался противнику. Это произошло рядом с разъездом Онежский, где спустя более 70 лет поисковики нашли детали взорванного БЕПО, в частности, бронелюки. Теперь это музейные экспонаты.

Люки бронепоезда БЕПО-52. Место съемки – разъезд Онежский. 18.10.2015. Фото: Анастасия Диброва

Люки бронепоезда БЕПО-52. Место съемки – разъезд Онежский. 18.10.2015. Фото: Анастасия Диброва

Рассказывает историк и участник фонда «Эстафета поколений» Жений Парфёнов:

«До начала боевых действий в ангаре депо на станции Петрозаводск дислоцировался бронепоезд с экипажем в 95 человек под командованием капитана Даниила Матвеевича Вознюка. До июля личный состав 52-го полка привлекался к ликвидации и поиску диверсантов и авиадесантов противника.

Когда противник захватил станцию Лоймола, штаб 7-й армии распорядился передать бронепоезд для артиллерийской поддержки 71-й стрелковой дивизии, которая сдерживала вражеские войска у госграницы. В течение июля и августа БЕПО в боях под Лоймолой и Суоярви выполнял различные задания: сопровождал эшелоны, санитарные поезда, участвовал в деблокировании 52-го стрелкового полка.

Жений Парфёнов. Фото: из личного архива

Жений Парфёнов. Фото: из личного архива

Из-за общего отступления советских войск поезд оказался отрезанным от остальных сил и не имел возможности для выхода из окружения по железнодорожным путям. Поэтому командование 7-й армии 22 августа 1941 года решило подорвать бронепоезд в тупике на станции Суоёки. Подорвали его с помощью взрывчатки, заложенной в бронепоезд еще при строительстве.

Личный состав под командованием капитана Вознюка вышел на железную дорогу в районе Сулажгоры – в окрестностях Петрозаводска. За мужество, героизм, смелость и отвагу всему личному составу БЕПО-52 была объявлена благодарность, а 23 военнослужащих за героизм и мужество представили к правительственным наградам.

Остатки подорванного бронепоезда БЕПО-52. Дата съемки – 29.09.1942. Фото: Архив Вооруженных сил Финляндии (sa-kuva.fi)

Остатки подорванного бронепоезда БЕПО-52. Дата съемки – 29.09.1942. Фото: архив Вооруженных сил Финляндии (sa-kuva.fi)

9 сентября 1941 года, когда финские войска стояли менее чем в 40 километрах от столицы Карело-Финской ССР, личный состав БЕПО-52 получил новый бронепоезд, изготовленный работниками петрозаводского депо. В Российском государственном военном архиве сохранился акт о приеме-передаче, в котором содержится его описание:

«Паровоз, покрытый котельным железом, также цилиндр паровозной машины – 8 мм; котел и двигательный механизм – 12 мм; будка машиниста в 2 местах – 14 мм и 20 мм; тамбур – 14 мм. Две бронеплощадки четырехосной гондолой, толщиной защиты 16 мм, залитой железобетоном с рельсовой арматурой. Ходовая часть защищена котельным железом толщиной 20 мм, по две башни неподвижных – 20 мм. Работы произведены ручной сваркой».

Этот бронепоезд участвовал в обороне Петрозаводска с южной стороны, осуществляя поддержку разрозненным подразделениям – остаткам 3-й Ленинградской дивизии народного ополчения (с 24 сентября 1941 года 49-я стрелковая дивизия), сводному батальону сотрудников НКВД под командованием Михаила Горькова, сводному отряду полковника Михаила Бояринова.

29 сентября 1941 года при поддержке БЕПО отряд капитана Горькова выбил финнов с высоты 94,7 близ Орзеги. Однако поставленную перед командой бронепоезда задачу (подавить огневые точки противника) из-за нехватки провода для связи и отсутствия корректировки огня достигнуть не удалось. Когда командование решило оставить Петрозаводск финнам, чтобы сохранить людей для дальнейших боев севернее карельской столицы, находившиеся с юга от города подразделения получили приказ – совместно продвигаться к Соломенской переправе и реке Шуе.

Остатки подорванного бронепоезда БЕПО-52. Дата съемки – 29.09.1942. Фото: Архив Вооруженных сил Финляндии (sa-kuva.fi)

Остатки подорванного бронепоезда БЕПО-52. Дата съемки – 29.09.1942. Фото: архив Вооруженных сил Финляндии (sa-kuva.fi)

Однако 30 сентября превосходящие силы противника настигли выходившие из окружения войска. Завязался серьезный бой. Враг взорвал железнодорожные пути – поезд оказался в окружении финских войск в районе разъезда Онежский. Капитан Вознюк решил подорвать материальную часть и площадки бронепоезда. При этом финны захватили 5 людских вагонов, вагон-кухню, вагон-склад с сотней артиллерийских снарядов и станковым пулеметом.

Есть такая точка зрения, что захваченные остатки БЕПО-52, подорванного в Суоёки, и БЕПО-52, подорванного у разъезда Онежский, увезены в Финляндию и сейчас экспонируются в Бронетанковом музее в Пароле как детали одного собранного бронепоезда. Личный состав бронепоезда в течение 25 суток совместно с частями 3-й Ленинградской дивизии народного ополчения выходил из окружения лесами и болотами, переправившись через Свирь.

Всего экипаж бронепоезда БЕПО-52 вывел из строя 5 танков, 5 автомашин с людьми, 5 противотанковых орудий, полевое орудие, минометную батарею, финский бронепоезд, 3 цистерны с горючим. Кроме того, БЕПО сбил один самолет, подавил огонь артиллерийской батареи, разгромил штаб батальона – 3 станковых пулемета, один ручной пулемет, 12 катушек полевого телефонного кабеля и 30 велосипедов.

Различные детали бронепоезда после подрыва лежали вдоль железной дороги у разъезда Онежский. Даже трудно представить, сколько деталей поезда сдали в металлолом после войны. В 2015 году поисковики фонда «Эстафета поколений» у разъезда Онежский обнаружили два бронелюка с кусками котельного железа от взорванного БЕПО-52. Каждый из них весит около 70 килограммов, поэтому их вывезли зимой на снегоходах.

Люки бронепоезда, построенного в петрозаводском депо, передали на хранение в Национальный музей Карелии. В 2016 году они впервые экспонировались на выставке, посвященной обороне Петрозаводска «Рубежи Петрозаводска. Сентябрь 1941 года». Планируется, что один из бронелюков будет представлен на постоянной выставке Национального музея, а другой – в создаваемом к 75-летию  Победы в Великой Отечественной войне Музее Карельского фронта в Беломорске.

Стоит отметить, что под Ужесельгой, рядом с разъездом Онежский, 21 сентября поисковики фонда «Эстафета поколений» откроют памятное место «Южный рубеж», представляющий пеший историко-туристский маршрут.

Остатки подорванного бронепоезда БЕПО-52. Дата съемки – 29.09.1942. Фото: Архив Вооруженных сил Финляндии (sa-kuva.fi)

Остатки подорванного бронепоезда БЕПО-52. Дата съемки – 29.09.1942. Фото: архив Вооруженных сил Финляндии (sa-kuva.fi)

 


Проект реализуется при поддержке фонда «Эстафета поколений» совместно с Национальным музеем Республики Карелия.

Проект «Выставка Победы» посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, которое наша страна отметит в 2020 году. При поддержке республиканских музеев и фонда «Эстафета поколений» журналисты в течение года будут рассказывать о войне с помощью музейных экспонатов. Фотография или солдатская ложка, шинель или погон — у каждого предмета есть своя история, через которую можно понять, чем была война для обычных людей.