«Карелия научила меня сдерживать эмоции»: педагог из Казахстана стала земским учителем в Харлу

Разида Латипова, башкирка по национальности, прожила всю жизнь в Казахстане. А потом решила переехать в Карелию - и нашла здесь свой дом и любимую работу. О том, как Разида справляется с разницей в менталитете и куда потратила свой миллион, - читайте на "Республике".

Из солнечного края — на север

Разида Латипова – учитель математики и геометрии, переехала в Карелию из Казахстана по госпрограмме переселения соотечественников, которую утвердил президент Владимир Путин. Благодаря этой программе люди, которые после распада Советского Союз оказались не в России, могут сюда вернуться.

«В советское время мои родители уехали из Башкирии в Казахстан поднимать целину. Они взяли с собой детей. Всю сознательную жизнь я прожила там. Но теперь мой дом здесь – в Карелии», — рассказывает наша собеседница.

Разида Латипова. Фото: «Республика»/Валентина Байкова

Старший сын Разиды поступил на факультет международных отношений и живет в Санкт-Петербурге. Он предложил матери переехать в Россию, чтобы жить в одной стране. Семейственность, присущая восточным людям, сработала: Разида вместе с младшим сыном и мужем переехала жить в Карелию.

Земский учитель в Карелии

Когда Разида приехала в Петрозаводск, то полгода не могла устроиться на работу, так как ждала, пока ей выдадут российский паспорт. После получения гражданства, она устроилась в школу № 38, где преподавала математику и геометрию, там же вела классное руководство.

Работа нравилась, но Разида захотела попробовать что-то новое в профессии и решила участвовать в госпрограмме «Земский учитель»национального проекта «Образование». Большой педагогический опыт и знания позволили учителю пройти конкурс.

Свой миллион, полученный от государства, Разида вложила в покупку дома на севере Карелии, однако работу получила в Питкярантском районе — в поселке Харлу, где должна по контракту жить и работать в течение пяти лет. Но педагог об этом не жалеет.

Разида Латипова. Фото: «Республика»/Валентина Байкова

«Когда я позвонила в школу, директор мне сказала: «Мы вас так ждем! Приезжайте к нам». Я поняла, что меня действительно ждут. Я здесь отдыхаю душой. Свежий воздух и близость природы мне очень нравятся. У нас на родине Карелию называют «Северная Башкирия». Только здесь прохладнее, но я привыкла. Карелию люблю, как свою. Мне даже иногда говорят: «Разида, у вас такое красивое карельское имя. На самом деле я башкирка и имя у меня башкирское. Школьники в поселке более открытые и добрые. Они тебе доверяют. В сельской школе в классе бывает по пять человек. Практически с каждым я работаю индивидуально», — рассказывает Разида.

По программе «Земский учитель» власти Харлу арендовали для Разиды жилье  – небольшую квартиру в доме 1970 года постройки. Женщина оплачивает там только коммунальные платежи. Сыновья помогли сделать ремонт в квартире и создать уют, чтобы их маме было приятно возвращаться домой после работы.

 

В свободное время Разида пишет картины. Последние ее работы – «Париж» и «Тигр». Картины отражают характер автора – любовь к путешествиям и жизненную энергию.

Разница в менталитете

«Мне комфортно в Карелии, но я чувствую разницу в менталитете. В Казахстане в любой дом зайдешь — тебя везде примут, двери не закрываются. Я знаю там всех соседей. Карелия меня научила сдерживать эмоции. Несмотря на мою харизму, я сейчас очень сдержанный человек. Карелы — закрытые, осторожные, но в то же время надежные люди. Если они начинают доверять человеку, то это любовь навечно», — рассказывает Разида.

По словам учителя, в Казахстане отличается и подход к обучению детей, очень развиты семейные ценности. Как и в России, там есть школьные программы, которые нужно выполнять. Однако учитель относится к ученику как к своему ребенку. Для классного руководителя недопустима ситуация, когда у школьника выходит за четверть хотя бы одна тройка. Он сделает все возможное — поможет и подтянет знания ученика.

 

«В Казахстане очень развито тьюторство. Классный руководитель работает и следит за детьми как мама. Там не может быть двоечника с переводом в другой класс. Этот ребенок будет заниматься на каникулах, с ним станет работать целый спектр учителей, которые постараются научить его и исправить оценку», — вспоминает Разида.

По мнению учителя, семейственность в обучении не бьет по дисциплине, а границы всегда есть. Приходя на урок, дети понимают, что перед ними учитель. Он преподает предмет, в котором нужно разобраться.

«Границы мы сами устанавливаем. Это зависит от взрослого. Дети принимают условия нашей взрослой игры. Главное правило — не заставлять. Важно на уроках заинтересовать детей. Я преподаватель очень серьезных наук — математики и физики, но в то же время я наставник профориентационного проекта «Билета в будущее» в школе, руковожу волонтерским отрядом», — рассказывает Разида.

По мнению учителя, чем больше детям уделяешь внимания, вовлекаешь их в интересные и полезные проекты, тем шире у них кругозор и больше появляется возможностей в жизни.

«Много путешествуем»

Ученики Разиды рассказали «Республике» о том, как изменилась их жизнь с приходом нового учителя: много поездок, мероприятий, интересные уроки.

«С Разидой Назифовной мы два года. Она проводит у нас уроки по выбору будущей профессии. Мне это больше всего нравится. Также очень интересно наша учительница преподает математику — один из самых моих любимых предметов. С Разидой Назифовной мы ездим по разным городам на экскурсии и мероприятия. Мне особенно запомнилась экскурсия в Царское село и посещение Екатерининского собора», — поделилась Кристина Фомина.

Кристина Фомина. Фото: «Республика»/Валентина Байкова

«Разида Назифовна проводит с нами очень много мероприятий. Больше всего мне запомнились занятия по экологии. Мы узнаем о том, как меньше вредить природе, о профессии эколога, которая поможет сохранить природу. Участвовали в экологической акции и очищали устье реки Янисйоки. Также мы много путешествуем. Мне очень понравился фестиваль лидерских активов «От края до края», который проходил в Санкт-Петербурге. Он был посвящен культуре разных народов, проживающих на территории России. Мы познакомились с их кухней, танцами и традициями. Это было очень интересно», — рассказала Диана Солодянкина.

Диана Солодовникова. Фото: «Республика»/Валентина Байкова

Отметим, что в этом году 15 учителей из разных республик приехали в Карелию по федеральной программе «Земский учитель» и приступили к работе с 1 сентября. Они преподают музыку, английский язык, физику и математику, русский язык и литературу, биологию и химию, историю и обществознание, физическую культуру. Программа «Земский учитель» помогает сельским школам восполнить нехватку кадров. В то же время педагоги обмениваются опытом и повышают уровень образования. Учителя, переехавшие для работы в сельскую местность и заключившие контракт на 5 лет, получают единовременную выплату ‒ 1 млн рублей.

В спецпроекте «Реальные дела» мы рассказываем о том, как работают национальные проекты в Карелии, как они меняют жизнь в регионе и что значат для местных жителей.