Сплелись: как в Петрозаводске работает творческая артель

Три мастерицы объединились в Петрозаводске и открыли мастерскую уютных вещей. Макраме, плетение из бумажной лозы, природные барельефы, ткачество, прядение и вязание - с помощью этих ремесел они сплелись в единую команду. Мастерицы работают на заказ, продают свои изделия на ярмарках и на интернет-ресурсах, проводят мастер-классы для детей и взрослых. Новые герои в проекте "Делаем в Карелии".

Мастерская уютных вещей. Фото: "Республика" / Оксана Кудряшова

Ирина Фотина и Юлия Сергеева знакомы уже 35 лет. И союз их не только дружеский, но и творческий. Ирина занимается макраме, Юлия — плетением из бумажной лозы. А вместе они делают уникальные аксессуары, сумочки, украшения и многое другое.

«Каждый мастер растет в своем деле, выходит на новый уровень. И  хочется делиться с другими людьми тем, что ты умеешь. Для того, чтобы проводить мастер-классы, нужно свое творческое пространство. Идея открыть мастерскую витала в воздухе давно, но то останавливала пандемия, то еще какие-то проблемы, а сейчас все сложилось. Мы с Юлей нашли помещение, быстро его обустроили. И к нам присоединилась третья мастерица- Анна Богданова. Теперь у нас творческая артель на троих», — рассказала «Республике» Ирина Фотина.

Мастер импровизации

Ирина фотина. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

За макраме в мастерской отвечает Ирина Фотина. Она с детства увлекается этим рукоделием, в том числе плетет авоськи и  призывает использовать их вместо пластиковых пакетов, поэтому была героиней нашего проекта «Экогерои».

«Я постоянно мщу новые формы для макраме, не люблю повторяться. Если и плету то, что делают другие, то всегда с эксклюзивным добавлением. У макраме безграничные возможности. Мой путь в ремесло начался с экоавосек, а сейчас они уже переросли в красивые женские аксессуары, вечерние сумочки и многое другое.  Одно из направлений моей работы адаптация народных традиций и переложение их на современную технику макраме. Именно так родился оберег — «Неразлучники», я придумала новое воплощение для традиционного сувенира».

 

Ирина Фотина. Ангелочек. Макраме. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

 

«Тема ангелочков всегда популярна. И у меня возникла идея сплести ангелочка из макраме. Теперь у меня есть набор рамок, крылышек, специальный материал. Каждый ангелочек неповторим. Когда я сажусь за работу, у меня нет эскизов или чертежей, только фантазия. Вы знаете, это даже скорее интуитивное уже творчество и сплошная импровизация».

Вместе с экоавоськами Ирина Фотина начала плести женские пояса. Но и на этом не остановилась. Сейчас в коллекции мастера различные украшения, в том числе серьги и колье из макраме.

«Материалы в основном закупаю через интернет, в Петрозаводске пока небольшой выбор для мастеров, которые занимаются этим рукоделием. У меня уже большой опыт, поэтому уже точно знаю, какой материал для каких изделий подойдет лучше. За время работы я очень тщательно изучила фабрики, с которыми сотрудничаю. И всем этим я делюсь на мастер-классах. Хочется, чтобы творчество здесь не заканчивалось, а люди приходили домой вдохновленные и продолжали разниматься рукоделием».

 

 

Детские мастер-классы подтолкнули Ирину к тому, что она начала сотрудничать с городскими школами. С учениками она проводит занятия по макраме. Говорит, что дети быстро увлекаются этим рукоделием.

«Сейчас я разрабатываю методики, практики для работы с детьми. С сентября хочу уже на регулярной основе малыми группами проводить занятия в школах. Макраме — это прежде всего развитие моторики. А вы знаете, что для школьников — это очень нужно и важно.  Дети в основном увлечены своими гаджетами, пальчики работают плохо, а это влияет и на чтение, и на письмо, и на развитие речи. Начинать, честно скажу, им очень сложно, но даже за пять занятий я вижу большой прогресс.  Макраме — это и отдых, и развитие».

В погоне за новыми идеями

Корзины, бочонки, блюда, подносы — из бумажной лозы Юлия Сергеева может сплести все, что угодно. Этот материал стал ей подвластен уже много лет назад. Рукодельница признается, что с детства любит плетеные вещи. Но если древесную лозу надо специально заготавливать на целый сезон вперед, то из бумажной лозы можно плести круглый год.

«Однажды я посмотрела самый простой мастер-класс плетения из газетных трубочек. Искала и другие уроки, но ничего не было даже в интернете, а уж в городе нашем никто мастер-классы не проводил. И я сама училась. Но как только  я  поняла, что у меня получается, я начала проводить обучающие уроки. И они очень востребованы».

 

Юлия Сергеева. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

 

«Бумажная лоза — это универсальный материал. С помощью него можно сплести изделия, которые плетут из ивы, корня сосны или травы. Он очень податливый. И в то же время бумажную лозу можно сделать самим. А сейчас есть и мастера, которые изготавливают ее на заказ.  Я, например, сама кручу, когда времени не хватает, заказываю своим помощницам.

Процесс очень простой: нужна газетная бумага, которую разрезают на полоски, я, например, использую кондопожскую бумагу, потом полоску скручиваем в трубочку с помощью спицы, окрашиваем, обрабатываем, чтобы она была мягкой. И получилась отличная пластилиновая трубочка для любого изделия».

По словам Юлии, все материалы, которые она использует для изготовления лозы, а потом и для обработки готовых изделий — экологичные.

«Мои плетенки можно мыть, использовать в ванных комнатах, бане, спокойно протирать влажной тряпкой. Изделия получаются практичными, износостойкими. И это для меня очень важно. Люди могут долгие годы ими пользоваться».

Юлия Сергеева, как и ее творческая подруга Ирина, всегда находится в погоне за новыми идеями.

 

 

«Я всегда придумываю что-то новое. У меня есть еще одно хобби — гипсовый ботанический барельеф.  Когда твое увлечение становится постоянной работой, от него надо тоже отвлекаться. И я делаю барельефы. В процессе этого творчества рождаются новые идеи и для плетения из лозы. А  еще я научилась два этих рукоделия совмещать.

Вот, например, мой новый ловец снов. Тетя подарила мне салфетку- путанку. Я никак не могла найти ей применения и места у себя дома, и вдруг родилась такая идея, я ее оплела и получился ловец снов. Это соврешенно эксклюзивная вещь. Но я люблю свои работы наделять практической составляющей, это важно для покупателей. Его можно использовать для подвешивания различной бижутерии, сережек, фотографий, рецептов и т.д. А также этот ловец может стать настенным панно».

По словам рукодельницы, мастер-классы по плетению корзин —  самые популярные среди горожан.

«Корзин много не бывает, а если появляется новая, то всегда найдется, чем ее наполнить. Хозяйки меня поймут».

 

На кончиках пальцев

Третья участница творческой артели — Анна Богданова. Сначала она  влилась в семью Юлии Сергеевой, стала супругой ее брата, а потом и заняла свое место в мастерской. Признается, что такой творческий союз ей по душе.

Она сама прядет шерсть, а потом из нее вяжет и ткет разные вещи. Если вы думаете, что ткацкий станок только для половиков, то заблуждаетесь. Анна на своем станке делает подушки, палантины, сервировочные дорожки и салфетки.

Анна Богданова. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Многие думают, что станок — это какая-то забытая старина. Но нет, на нем можно создавать очень современные дизайнерские вещи, которых вы нигде не найдете и не купите. И это меня очень привлекает.

Ткать я научилась совсем недавно, познакомилась на летней ярмарке с одной карельской ткачихой. Она и предложила мне позаниматься. Училась я на большом станке, на нем, конечно, больше возможностей для творчества. Мой станок более компактный и мобильный, я его купила по объявлению. Изначально он был настольным, но мы с мужем его модернизировали, сделали специальную подставку, теперь станок можно регулировать по высоте».

 

 

«А еще я занимаюсь прядением на прялке и веретене. Ткачество  и прядение взаимосвязаны. Из ниток собственного производства можно ткань разные вещи. Вообще процесс прядения довольно трудоемкий и занимает много времени. Но когда я беру в руки веретено, я забываю обо всем, это какая-то медитация. Однажды я услышала фразу, что прядение у нас на кончиках пальцев. Это умение заложено в нашу генетическую память. Когда человек берет веретено и нитку, стоит его только немного направить в нужную сторону, он все вспоминает».

Анна Богданова рассказывает, что ее бабушки не занимались  ни прядением, ни ткачеством. Но она с детства любила рассматривать старинные прялки и веретена.

«И девчонки в школе даже смеялись, что я не в том веке родилась, у меня даже была кличка -» дворянка».

«Прядение — старинное  ремесло, но оно стало таким современным. Сейчас очень много инструментов для прях, материалов. Но веретена я не заказывала, посмотрела в интернете, а муж сам сделал несколько вариантов. Вот сейчас у меня турецкое веретено. его особенность в том, что я наматываю нитку и сразу получается клубок. Из шерсти, которую я спряла сама, я вяжу носочки, кардиганы, платки. Вот хочу накопить собачьей шерсти и связать или соткать себе платок.

Сначала я покупала готовую шерсть для валяния, ее пряла. Потом мне захотелось разнообразия. Как-то мне достался целый мешок овечьей шерсти, я ее помыла, покрасила, потом пряла и сучила. Сучить пряжу — это значит соединять несколько ниток вместе, скручивать их. Так можно получить красочные оттенки для разных изделий».

 

В мастерской уютных вещей можно познакомиться с разными видами рукоделия, посетить мастер-класс, купить подарки, провести день рождения или просто сделать красивые фотографии.

 


Проект «Делаем в Карелии» рассказывает о людях, которыми мы восхищаемся. На них просто смотришь и веришь: у тебя тоже получится. Чем так вдохновляют эти люди? Они делают свое дело. Им непросто. Часто — совсем невесело. Бывает, они тоже унывают и сдаются. Но они продолжают работать. Ловить рыбу или разводить кур, строить дома или варить сыр. Да, песни петь, наконец. Но так, чтобы жизнь вокруг наполнялась смыслом. О неравнодушных. О тех, кому больше всех надо: предпринимателях, фермерах, общественниках, массовиках-затейниках. О тех, кому всегда есть чем заняться.