Как рассказал директор петрозаводского хлебозавода «Сампо» Денис Негриенко, состав известных не только в Карелии вафель не менялся 50 лет: мука, сахарная пудра, какао, ванилин, кондитерский жир, состоящий из растительного масла, лецитин, молоко, соль, разрыхлитель и вода.
«Мы принципиально не используем каких-то добавок, которые позволяют увеличить срок хранения до полугода. Мы оставили натуральные продукты, чтобы сохранить знакомый всем вкус, а он поменяется мгновенно, если что-то добавить», — сказал Денис Негриенко.
ОАО «Петрозаводский хлебозавод Сампо» — коммерческое предприятие, 51% акций принадлежит городу, остальное — частным акционерам.
Предприятие работает стабильно. С 2019 до 2020 год увеличилось производство кондитерской продукции почти на 40%. Это произошло благодаря вхождению в федеральные сети «Пятерочка», «Магнит», «Перекресток», «Лента». Хлебозавод в ближайшее время намерен расширить поставки продукции — в Псков, Великий Новгород, Вологду.
Завод сегодня производит около 30 тонн различных сладостей, около 150 тонн хлебобулочных изделий, 3,5 тонны майонеза и 40 тонн бутилированной воды.
На «Сампо» работают 105 человек.
Секрет успеха «Сампо»
Как рассказал Денис Негриенко, производство зависит от работы оборудования и качественного сырья, которое бесперебойно поступает на завод. Всё это у предприятия есть. Соответственно, «Сампо» сейчас стабильно производит и продает продукцию — в Карелии и на Северо-Западе: в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Мурманской областях.
«Разные были кризисные ситуации: сложный период пандемии коронавируса, рост цен на муку и добавки. Но у нас есть оборотные средства, то есть мы получаем деньги за свой товар, можем спокойно платить зарплату людям, индексировать ее, выполнять соцобязательства, платить налоги — всё это мы выполняем, что нам дает возможность развиваться дальше. Кроме того, у нас нет объемных кредитных обязательств. Мы работаем на своих ресурсах. Также и по федеральным программам мы привлекаем средства на покупку оборудования», — пояснил Денис Негриенко.
Планы модернизации
В ближайшее время хлебозавод намерен обновить хлебобулочный цех — заменить пекарные печи. Это позволит повысить качество и расширить ассортимент продукции. Кроме того, на «Сампо» планируется заменить так называемые расстоечные шкафы — в них сформованные изделия выдерживают для придания объема, пышности за счет процесса брожения. Всё оборудование, которое нужно купить, производится в России.
«Что касается государственных программ поддержки бизнеса — это большое подспорье. Мы неоднократно подавали заявки: например, покупали оборудование в кондитерский цех для производства печенья и пряников, покупали аппараты для замеса теста. Мы получили 30% компенсации — это действующая региональная программа субсидирования для бизнеса, она очень удобная, эффективная и, главное, оперативная — никакой волокиты. Ранее также мы заявлялись на программу по компенсации затрат на производство хлебобулочных изделий. В этом году мы также планируем подать заявку на эту программу», — сказал Денис Негриенко.
Вафли и санкции
Руководитель хлебозавода рассказал, что предприятие практически не зависит от импортных ингредиентов. В основном добавки нужны для сложнокомпонентных хлебов и некоторых кондитерских изделий. Стратегия такая: поскольку цены на эту продукцию повысились, подорожала доставка, завод ищет альтернативу импорту.
«Альтернативное сырье нам предлагают наши производители. Я думаю, мы найдем подходящие варианты. Здесь нет глобальной сложности, нет проблемы», — сказал Денис Негриенко.
Что касается упаковки, это представляет сложность: все составляющие для производства пакетов импортные. Цены на упаковку растут. Предприятие сегодня также пытается найти альтернативу: возможно, упростить упаковку или перейти на бумажные пакеты. По словам руководителя хлебозавода, всё это будет постепенно сделано в течение года.
Пингвин, дельфин, жираф и енот
Денис Негриенко рассказал, что никакого скрытого философского смысла в героях на упаковке вафель, ставших уже легендарными, нет.
«Мы исходили из того, что исторически дизайн упаковки разрабатывался в советское время. Сами мультипликационные герои вызывают светлые, теплые, яркие образы из детства. Вафли от упаковки до вкуса должны приносить теплые чувства. Всё просто: упаковка должна быть и детской, и вызывать приятные воспоминания у взрослых».
Про хлеб и сладости
Хлебозавод постоянно обновляет ассортимент продукции. Сегодня, например, популярные линейки — «Спорт», «Фитнес». Это небольшой по весу хлеб, весьма привлекательный по цене. Есть овощная линейка, например, с морковью, клюквой и грецким орехом.
Ассортимент кондитерских изделий также расширился. Например, появились вафли «Сливочные» и «Нежные». Сейчас «Сампо» будет выпускать новый рулет — «Шоколадный». Возобновилось производство щербета по старым советским рецептам.
Подарок из Карелии
На хлебозаводе «Сампо» планируют разработать дизайн упаковки вафель с символикой острова Кижи и начать выпуск продукции этим летом.
Недавно глава Карелии посетил предприятие и предложил увеличить производство кондитерских изделий с символикой популярных туристических мест региона: производить пряники, печенье, кексы, другие изделия с известными видами Карелии.
«Стоит освоить производство кондитерской продукции с символикой Карелии: Кижи, Валаам, Кивач. Даже руководители туристических компаний говорят, что не хватает такой продукции. В других регионах такой опыт широко применяется, а мы недорабатываем. Мы ожидаем увеличение турпотока этим летом», — сказал Артур Парфенчиков.
Директор хлебозавода «Сампо» Денис Негриенко поддержал идею главы Карелии и сказал, что к лету предприятие планирует создать дизайн упаковки вафель с символикой музея «Кижи». Обсудить дизайн с руководством и специалистами музея.
«Мы будем развивать эту линейку как отдельную, именно как собственную торговую марку для наших туристических компаний. Есть такой опыт работы с сетевыми магазинами. Мы делаем собственную торговую марку (СТМ), например, для федеральной сети, подбираем название. То же самое мы будем делать для наших туристических компаний. Для нас это выгодно -добавочная стоимость совершенно другая. Это дает возможность нам заработать, а также продвинуть свой бренд на всю Россию», — сказал Денис Негриенко.
РЖД также заинтересовалась такой продукцией, для того чтобы продавать кондитерские изделия с символикой Карелии в поездах. В «Рускеальском экспрессе» уже продаются вафли «Сампо».
Проект «Делаем в Карелии» рассказывает о людях, которыми мы восхищаемся. На них просто смотришь и веришь: у тебя тоже получится. Чем так вдохновляют эти люди? Они делают свое дело. Им непросто. Часто – совсем невесело. Бывает, они тоже унывают и сдаются. Но они продолжают работать. Ловить рыбу или разводить кур, строить дома или варить сыр. Да, песни петь, наконец. Но так, чтобы жизнь вокруг наполнялась смыслом. О неравнодушных. О тех, кому больше всех надо: предпринимателях, фермерах, общественниках, массовиках-затейниках. О тех, кому всегда есть чем заняться.