Стать охотником в Карелии сегодня не просто. Хочешь гулять по лесу с ружьем — получи разрешение на оружие.
Для этого начинающему охотнику нужны медицинская справка, охотничий билет и документ о том, что с оружием обращаться он обучен. Разрешение нужно подтверждать каждые пять лет, а оружие хранить в запертом металлическом сейфе (проверки случаются неожиданно и регулярно).
Разрешение на охоту в общедоступные угодьях выдает Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия. Это не бесплатно: госпошлина (650 рублей) плюс налоговый сбор (глухарь 100 рублей, кабан — 450, лось — 1 500, медведь — 6 000 рублей). Волка добывать можно бесплатно, его впишут в разрешение на дичь или пушнину. Сроки охоты по каждому виду строго определены.
Илья Тимин, инспектор Клуба охотников Карелии, егерь Ольгинского охотничьего хозяйства неподалеку от Шапшезера:
— Что такое охота? Для кого-то развлечение, для кого-то настоящая страсть. Сегодня мы охотимся не ради еды (хотя добытый осенью лось может целую зиму кормить четыре среднестатистические семьи). Мы охотимся ради адреналина, ради возвращения на минуту вот в это первобытное состояние, когда ты остаешься один на один с добычей.
Активных охотников в Карелии сейчас не так много: две-три, может, четыре тысячи человек. Среди них есть «оружейники» — те, кто любят оружие, стрельбу и относятся к этому как к инженерии.
А есть те, кто получает охотничий билет, проникшись идеей, что окажется в элитной компании. Эти люди чаще стреляют по банкам на пикниках, в лучшем случае охотятся «на готовое»: им находят токовище, приводят на ток, подводят к глухарю. Остается только курок нажать.
Охотники и охотоведы со стажем говорят, что если ты пришел с ружьем в лес после того, как тебе исполнилось тридцать, вряд ли из тебя получится настоящий, глубинный охотник. Начинать надо в детстве — вместе с отцом, с дедом. Исследовать территорию, искать птицу, видеть ее красоту. И не забирать у природы больше, чем тебе нужно.
— Я знаю многих карельских охотников, потому что на протяжении нескольких десятилетий — член правления Карельского общества охотников и рыболовов, — говорит Валерий Тольский. — В последние годы произошла очень серьезная трансформация в охотничьем сообществе. Если раньше (в советское время) охотники были публикой среднего — и даже невысокого — материального достатка, то сегодня для этого нужно быть состоятельным человеком.
Подорожали патроны, путевки, лицензии. Очень недешево получить справку о том, что ты вправе иметь оружие (одна наркологическая экспертиза стоит порядка двух с половиной тысяч). Да и при нынешних ценах на бензин выезд в лес может стать проблемой.
И это если ты охотник самостоятельный. А охотничий туризм? Время от времени натыкаюсь на объявления: гостям Карелии предлагают охоту на лося — и стоит это удовольствие порядка 90 тысяч рублей.
История первобытная
На беломорских скалах (Залавруга) древний художник выбил сцену охоты на лося. Буквально неолитический комикс: вот преследователи на лыжах / снегоступах спустились с пригорка (единая лыжня). Их трое (три следа от палок). Вот они разошлись, преследуя добычу. Охота удачная: все три стрелы лося поразили.
Ученые полагают, что люди на территорию нынешней Карелии пришли около девяти тысяч лет назад. Пришли с юго-востока и осели на побережье Онежского озера и Белого моря. Тепло (средняя температура по республике тогда была куда выше, чем сейчас), много рыбы-птицы, ягод и грибов.
И, конечно, главным делом для неолитического человека была охота. Это не голословное предположение: в 1930-х годах на Южном Оленьем острове, в семи километрах юго-восточнее острова Кижи, археологи провели масштабные раскопки.
В Оленеостровском могильнике обнаружили 177 погребений возрастом от семи до девяти тысяч лет. Кроме богатого антропологического материала археологи нашли более 7 000 предметов, в основном орудия охоты и рыболовства: наконечники стрел, гарпуны, ножи и кинжалы из камня и кости.
Татьяна Бердашева, руководитель отдела выставок музея-заповедника «Кижи»:
— Как выглядели охотники эпохи неолита? Ответ на этот вопрос дал художник и исследователь Михаил Герасимов. В первой половине прошлого века он разработал методику восстановления лица по черепу. Как рассказывал сам ученый, «параллельно со своей археологической работой я изучал антропологический материал, препарировал головы, измеряя толщину мускульного покрова. Много времени прошло, прежде чем я рискнул предложить на суд антропологов свои работы».
Герасимов создал более 200 скульптурных портретов-реконструкций. Среди них Тамерлан и Иван Грозный, Улугбек и Андрей Боголюбский. В этом ряду и два жителя Карелии, из тех, кто рыбачил и охотился на берегах Онего тысячи лет назад.
История новая
А это уже конец XIX века, портрет фотографический. О традициях карельской охоты к этому моменту мы знаем многое.
В XVIII и начале XIX века карельские мастера кремниевые ружья делали сами, позднее (когда появлялась возможность) покупали в городах.
Так как большинство охотничьих ружей были шомпольными, к ним требовался охотничий «припас», состоящий из емкости для хранения пороха (пороховницы), мерки для пороха, двух-трех холщовых мешочков для пуль, дроби, пыжей. Все это охотник носил с собой в лес, привешивая на пояс или ремень.
Карелы были превосходными стрелками, умели добывать белок так, чтобы не испортить выстрелом шкурку. Надо было попасть белке в рот, иначе скупщик не купит шкурку. А птицу некоторые умельцы сбивали камнем в голову, без выстрела.
«Олонецкие губернские ведомости» (газета выходила с 1838 по 1917 год) часто публиковали материалы, посвященные этнографии, фольклору и истории края. Охотничьим традициям в этих исследованиях посвящались многие страницы.
Публиковались в губернии и краеведческие издания: «История Олонецкой губернии» (1895), «Олонецкий край» (1895), «Олонецкий край и его естественные богатства» (1897). Благодаря исследованиям краеведов мы сегодня хорошо представляем себе, что из себя представлял охотничий промысел в XIX веке (а с учетом традиций — и столетия назад).
Перед походом в лес охотник-карел ходил в баню. Париться нужно первым, причем использовать при этом строго свежий веник. После бани— поесть из отдельной тарелки и лечь спать отдельно от жены.
К. Логинов. Материалы по традиционным обрядам и представлениям населения Карелии, связанным с баней:
В баню в традиционном обществе всегда ходили охотники и рыбаки перед отправлением на промысел. Чтобы промысел был удачным, исполнялся специальный ритуал. Женатые мужчины в предбаннике проныривали под подолом своей супруги, которая вставала на табуретки или лавки. Этим, по поверьям, снимался сглаз с рыбака и охотника.
Завершив этот акт, охотник или рыбак ждал, пока вымоется супруга, потом шел в баню один. После мытья в бане ему не полагалось прикасаться не только к супруге, но и к тем вещам, которые она трогала. Промысловик сам собирал себя в дорогу и выходил из дому так, чтобы не встретить женщину, будь то мать или жена.
Выходить в лес охотник старался самым ранним утром, когда все в доме и деревне спали. Главное было не будить женщин: станут провожать — жди беды.
Предвестником несчастья считалось и любое животное, перебежавшее охотнику дорогу. В такого зверя не грех было и выстрелить, пока не ушел в рассвет: косвенная самозащита.
В лесу первым делом надо заключить договор с лешим. Для этого добытчик находил точку пересечения двух (если трех — совсем хорошо) тропинок, вставал на нее и трижды выкрикивал имя лесного духа. В ответ на это деревья (по сценарию) должны были зашуметь. Охотник поворачивался лицом в ту сторону, откуда доносился особенно интересный шум, и бросал левой рукой через правое плечо кусок хлеба. Договор заключен.
Чтобы поймать дичь, карельский охотник буквально усеивал лес силками — у некоторых предков их число доходило до полутора тысяч. На обход и проверку уходило дня три. Уже попавшую в ловушки добычу могли попортить вороны и лисицы, но и против этого у хитрого предка имелся прием: он брал лепешку и клал ее на какой-нибудь полусгнивший пень. В обмен на взятку леший обязался защищать пойманную дичь от притязаний хищников.
К концу XIX века карел увидел в охоте доходный промысел, пусть и не настолько доходный, как рыбалка или добыча леса. И все-таки в 1895 году на юге Олонецкой губернии медвежью шкуру продавали по 10-15 рублей за штуку, лисью могли продать за четыре рубля, шкуру лося — за десять.
На медведя карелы охотились зимой. Выслеживали его обычно по следам на первом снегу и меткам, оставленным на коре деревьев. Обойдя следы и метки, охотник добирался до берлоги и затем возвращался к ней с друзьями и собаками. Вооружались медведеубийцы ружьями, рогатинами, топорами и (на всякий случай — вдруг остальное не поможет!) ножами. Дальше — дело техники: выход из берлоги перегораживается кольями, один из охотников берет ружье и встает напротив выхода, второй длинным шестом будит зверя.
А. Соборнов. Путешествие по Карелии, 1895:
На медведя, по большей части, охотятся несколько человекъ вместе, вооруженных винтовками, рогатинами, топорами и ножами. Несчастий с охотниками при такой охоте почти не случается. Того же нельзя сказать, когда на медведя идет один охотник, нередко только с рогатиною, да с ножем. При такой охоте охотник, нередко, делается жертвою лютости зверя: последний либо загрызет до смерти охотника, либо обезобразит его более или менее сильно.
Алексей Конкка, старший научный сотрудник сектора этнологии Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН, кандидат исторических наук:
— Охота и рыболовство связаны у карел с самыми архаичными представлениями, верованиями, обрядами и навыками. Стоит посмотреть на петроглифы — это именно охота: на оленя, на лося, на кита.
Ну а если говорить о временах более близких, то самой результативной (в плане пищи) была охота на диких оленей — раньше здесь бродили большие стада. Потом шел лось. И птица, конечно: у охотников были путики (лесные тропы, где размещали ловушки) длиной от нескольких километров до двух десятков.
Но еще с давних времен по северам добывали пушнину (куница, горностай, белка), которая через многие руки шла в Европу. Вообще, самые активные вывозили дичь и рыбу зимой за границу, на ярмарки в Финляндию (которая раньше Швецией была). У этой торговли тоже давние корни: путешественники еще в XV веке описывали эти торговые пути лесные.
В конце XIX — начале XX века карелы очень активно использовали на охоте лаек. Очевидцы писали, что эти собаки поднимали птицу и бежали за ней, пока та не сядет на дерево. Тогда пес начинал лаять, призывая охотника и одновременно отвлекая внимание птицы. Хозяин тем временем подкрадывался к дереву, после чего стрелял в пернатую.
На разных пернатых карел охотился по-особому. Тетерева, например, выслеживали весной, летом и осенью. Весной их искали на открытых болотинах и возвышенностях, куда птицы слетаются токовать. Летом охотились с собаками, которые поднимали тетерева под пули. Осенью охота проходила на утренней заре, когда тетерева сидя на деревьях.
На птиц охотились преимущественно глубокой осенью и зимой. Пойманную за некоторое время дичь охотник сохранял до продажи в лесу — вывешивал туши на жерди так, чтобы не добрались хищники. Благодаря низкой температуре мясо не портилось довольно долго. Угрожали добыче только воры— и кражи случались нередко.
Одной из самых трудных считалась охота на оленя и лося. Оба они очень быстро передвигаются по лесу, а лось еще и опасен благодаря своим габаритам и мощным рогам. Охотились на братьев наших копытных карелы зимой, причем старались дождаться глубокого и рыхлого снега: охотник встанет на лыжи, а жертва будет постоянно проваливаться, сбивая скорость и дыхание. Всё как у древних художников.
Истории охотничьи
— Что делает человека охотником? Охотничий билет, зарегистрированное оружие — формально этого достаточно, — говорит Илья Тимин. — Но главное, я считаю, это любовь к природе. Желание не только брать, но и возвращать. Рационально относиться к ресурсам, не брать последнее.
К сожалению, в южных районах Карелии с боровой дичью сегодня реальная проблема. Если раньше стая тетеревов в сорок птиц — это была обычная нормальная стая. А сегодня стая из пяти-семи тетеревов — это о как много!
Причин несколько. Есть природные факторы — к примеру, плохая зима. Глубокого снега нет, птице не спрятаться, а мороз может ударить в любой момент. От урожая ягод многое зависит.
Но есть фактор и человеческий, урбанистический. Мы вырубаем лес, осушаем болота — меняем естественную среду обитания, она становится для животных и птиц некомфортной.
И, конечно, браконьерство. Любят у нас (особенно молодые охотники) стрелять дичь «с подъезда», не вылезая из машины. А птица сегодня не боится ни автомобиля, ни человека, выходит прямо к дороге. Некоторые «охотники», выстрелив, даже не идут в лес искать раненого рябчика.
— Стало меньше кабана, потому что кабан всегда примыкал к сельхозугодьям. Наносил, конечно, ущерб совхозам, но кормился, — продолжает уже Валерий Тольский. — Сокращается кормовая база для птиц, для зверей, леса вырубаются — и вольготней чувствуют себя волки. Лосей в Карелии стало меньше, а вот численность медведя резко выросла — и это достаточно проблематично, медведи стали выходить к людям.
Ну и одна из главных проблем— появилось очень много владельцев нарезного оружия, которые не очень разбираются в охоте, но у которых есть возможности — автомобили, снегоходы, квадроциклы. Хорошее оружие, ночные прицелы и тепловизоры. И, конечно, в этом состязании проигрывает зверь.
Валерий Тольский свой первый охотничий билет получил в 14 лет. Когда приехал в Карелию, повторил судьбу многих охотников. Говорит, сначала всех интересуют птички, потом что-нибудь покрупнее, потом идет кабан, медведь, лось.
— У меня в деревне, в Шокше, дом, и там же у нашей охотничьей бригады в пользовании охотничье хозяйство. Мы за ним ухаживаем: строим вышки, сеем овёс, вывешиваем аншлаги (чтобы случайные грибники не зашли). Это достаточно трудоемкая работа, но она приносит желаемый результат: в конце прошлого года мы добыли лося.
В чем удовольствие? Поначалу это адреналин, сумасшедшее биение сердца, дрожат руки — но ты пока ещё мало понимаешь. Потом узнаешь повадки животных, начинаешь читать следы — и это удовольствие, громадное удовольствие. Это целый отдельный мир — есть город с его городскими делами, а есть лес.
Охоту как символ Карелии представляет Валерий Тольский, охотник с более чем 50-летним стажем:
— Карелия — это, конечно, настоящий Клондайк. Это охота на гусей пролётных, охота на тетеревов. Это красивая — классически красивая — охота на глухаря. Когда он токует, когда у него брачный период.
Охота, безусловно, один из брендов и символов Карелии. Туризм (даже природный) — это одно, а вот охота — настоящее, чисто мужское занятие. Ни с чем не сравнимое ни по азарту, ни по ощущениям, ни по удовольствию.
Потому что никто никогда не сможет забыть, скажем, первого добытого медведя. А первого добытого мною лося я помню фотографически (даже в эту минуту картинка стоит перед глазами). После выстрела лось встал на задние ноги, развернулся на 180 градусов — и рухнул. Это сумасшедшее совершенно было чувство. Где еще такое можно испытать?
И при грамотной организации охота может привлечь в Карелию настоящих специалистов, стать целым направлением организованного туризма.
Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Елена Фомина, журналист, автор текста
Илья Тимин, фотограф
Игорь Подгорный, фотограф
Павел Степура, вёрстка
Елена Кузнецова, консультант проекта
Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!