Список Карельских святых уменьшился в 1,5 раза

Из списка исключили святых, совершивших подвиг на территории других епархий, зато добавили имена покровителя Петрозаводска и новомучеников, пострадавших от сталинских репрессий.

Собор Карельских святых

В конце 2019 года во всех епархиях Русской православной церкви уточнили списки святых. В результате состав Собора Карельских святых уменьшился в 1,5 раза.

Основной причиной для уточнения списков стали определения Священного Синода. Они гласят, что в состав епархиального собора святых должны входить только те подвижники, которые совершили подвиг либо были похоронены на территории данной епархии.

«Олонецкая губерния была намного обширней современной Карелии и включала в себя часть нынешних территорий Архангельской, Вологодской и Ленинградской областей. По этой причине в состав Карельских святых ранее были включены имена тех, кто «территориально» относится к соборам святых других епархий, в том числе и вышеупомянутых областей, — отмечает иерей Константин Кукушкин, председатель Комиссии по сбору материалов для канонизации святых Петрозаводской и Карельской епархии. — Например, ранее в собор святых нашего края входили имена святого благоверного князя Александра Невского и апостола Андрея Первозванного. Понятно, что они здесь никогда не были, и почему их относили к Карельским святым — совершенно не понятно».

Вторая причина для уточнения списков святых состоит в том, что в них при тех или иных обстоятельствах включили имена неканонизированных усопших. Их из списков также исключили.

Одновременно с этим в уточненный список Карельских святых вошли 12 новых имен, из которых 11 — новомученики, пострадавшие на территории республики во время гонений на церковь в 30-е годы прошлого века. Также в список собора вошел блаженный Фаддей Петрозаводский, небесный покровитель карельской столицы, который раньше не был официально в него включен.

Таким образом, Собор Карельских святых сегодня состоит из 33 имен, хотя раньше включал 55. Но все эти изменения, говорит отец Константин, никак не отразятся на жизни церкви и прихожан.

«Все мы, например, любим Серафима Саровского, несмотря на то, что он вообще курский святой. Но это же не мешает нам обращаться к нему в молитвах, потому что Бог — вне границ. А уточнение списка святых — это некое восстановление исторической справедливости и наведение порядка».