Слюдариум: цех знаменитой петрозаводской фабрики станет новым арт-пространством

Следующим летом в Петрозаводске в одном из бывших цехов Слюдяной фабрики, построенном из красного кирпича почти сто лет назад,  откроется общественно-культурное пространство "Слюдариум". Новый проект - это не классический музей, а место, где есть и выставочные витрины и интерактивные объекты и территория для мастер-классов. Слюдариум расскажет о 70-летней истории Слюдяной фабрики

"Слюдариум". Фото: "Республика" / Оксана Кудряшова

Коробка из красного кирпича, в которой сейчас идет полный демонтаж, — это все, что осталось от одного из цехов известной в Петрозаводске Слюдяной фабрики. В других уже давно открылись магазины и кафе. Это последний свободный цех, в котором задумали организовать общественное арт-пространство, связанное с фабричной историей.

Слюдянка

«Молодое поколение петрозаводчан вообще не знает, что была в городе такая фабрика,  и они сидят в этом кафе и не подозревают, что здесь тоже был цех. И получается, что Слюдянка пропала и из памяти, и с карты города. Даже мы, когда погрузились в архивные документы, то узнали, что тут работали 4000 человек, — рассказывает Наталья Козловская, одна из авторов нового проекта «Слюдариум». —  В каждой семье нашего города есть люди, которые как-то связаны с этим производством. А вакуум информационный возник».

Наталья Козловская. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

 

О Слюдянке помнят те, кто здесь работал, кто проезжал остановку «Слюдяная фабрика» на общественном транспорте и экс-мэр Петрозаводска -Владимир Любарский. Он рассказал активистам, что жил рядом с фабрикой, и на форточках все окрестных окон висела марля. И она всегда была блестящая. Градоначальник проект поддержал, потому что в этом есть и его личная история.

«Мало кто помнит, что слюда добывалась на севере Карелии в Лоухском районе, это было крупное месторождение для всего СССР. И весь поселок Чупа жил за счет слюдяных рудников. Свойства слюды тоже очень интересные. Этот материал использовали начиная с блесток на обоях, до военной и оборонной промышленности, а также для компонентов телевизоров и радиоприемников. Слюда, которая добывалась в Карелии, называется «мусковит». В 16-17 веках ее возили в Европу через Москву для остекления окон, и там называли этот материал «мусковит» — что означало из Москвы. Вы знаете, я сейчас много работаю с отчетами Чупинского рудоуправления. Открываешь дело, а отметок нет, его никто никогда не смотрел. И у меня мурашки, ты берешь в руки почти 100-летнюю историю, и она еще никому не пригодилась, никто этим не интересовался», — продолжает Наталья Козловская.

Мусковит. Его добывали в Карелии и использовали на Слюдяной фабрике в Петрозаводске. Фото: Мария Дмитриева

Новая жизнь для старого цеха

Проектом «Слюдариум» в Петрозаводске занимается команда центра «Экология культуры». Активисты встретились с нынешним владельцем помещений Слюдяной фабрики. В процессе обсуждения пришли к тому, что здесь может появиться культурный центр, который работал бы и с наследием предприятия.  Организаторы проекта надеются, что центр станет интересной и важной точкой для города: расположение в центре и удобная парковка  этому  точно помогут.

Поддержали активистов Министерство экономического развития и промышленности и Министерство образования и спорта Карелии:  подготовили письма поддержки для грантовых заявок. Центру «Экология культуры»  удалось выиграть два гранта: от Федерального агентства по делам молодежи на проект «Слюдянка: переосмысление индустриального наследия Петрозаводска методами культуры и искусства» и от благотворительного фонда Владимира Потанина на проект «Переизобретая Слюдянку».

Активисты разработали концепцию развития площадки на 5 лет с учетом сезонности: летом работа с туристами, в с сентября по май — со школьниками, студентами и взрослые посетителями. Цель максимально задействовать пространство, разбить его на разные секции и форматы. Постепенно команда проекта планирует разрабатывать дополнительные сервисы, в том числе и инклюзивные, например, тактильные копии.

 

Новый дизайн-проект. Фото предоставил центр «Экология культуры».

«Недавно прошло первое мероприятие, на котором собралась вся инициативная группа: организаторы и наставники, которые помогают реализовывать проект. До конца 2023 года у нас запланирован ряд мероприятий, которые помогут подсветить эту историю, переосмыслить индустриальное наследие Слюдяной фабрики, сформировать имидж у площадки. Мы понимаем, что сам «Слюдариум» невозможно создать за три месяца. Но к следующему лету мы постараемся открыться. А вот информационную компанию уже начали проводить. И как раз эти мероприятия и направлены на то, чтобы поработать с жителями города, с молодежью, познакомить их со «Слюдариумом», приоткрыть завесу того, что там будет и напомнить, что было», — рассказала руководитель проекта «Слюдянка: переосмысление индустриального наследия Петрозаводска методами культуры и искусства» Татьяна Салтыкова.

 

Авторы проекта «Слюдариум» на площадке будущего арт-центра. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Первое крупное мероприятие проекта — День открытых дверей Слюдариума. Точную дату мы объявим чуть позднее. В этот день мы запланировали открытие фотовыставки: включим в нее архивные фотографии, которые будут представлять небольшие эпизоды из жизни фабрики, мы пока думаем над «начинкой», а также хотим представить иллюстрации из дизайн проекта Слюдариума, поскольку именно они смогут показать людям, что там будет в следующем году», — продолжает Татьяна.

В рамках этого молодежного проекта запланированы еще индустриальный пленэр, творческие мастер-классы с использованием слюды, которые специально подготовит карельский художник, а также серия лекций о фабрике, слюде и устойчивом развитии.

 

А сейчас учредители «Центра Экологии культуры»  занимаются научной работой. Они собирают данные в архивах, обрабатывают их, структурируют, чтобы выдать контент, понятный современному посетителю.

«Мы не называем наше будущее пространство «музеем», поскольку музей в России — это прежде всего фонды. Музей хранит, комплектует, изучает и презентует их. Мы тоже работаем с артефактами, ведь после того, как фабрика закрылась, у правопреемника остались предметы, которые будут переданы нам для экспонирования. Но основа экспозиции это уникальные разработанные и созданные инсталляции, которые отражают суть того времени. Мы планируем проводить в культурном центре временные выставки, но еще раз отметим, что это не «музей». Музейная деятельность очень консервативная, рамочная. Если ты открываешь музей, то работать надо по закону о музейном деле — это огромные рамки, а у нас и нет такой цели, у нас цель как раз выйти к посетителям, гостям, горожанам и максимально транслировать историю, использовать индустриальное наследие, как ресурс развития территории в инновационном формате», — поделилась соавтор проекта Наталья Козловская.

 

Цех Слюдяной фабрики из красного кирпича. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

 

Дизайн + экология + геология

Второй грант недавно выиграла команда в конкурсе профессионального развития от Благотворительного фонда Владимира Потанина. Цель проекта «Переизобретая Слюдянку» — привлечь к проектированию постоянной экспозиции на базе бывшего цеха Петрозаводской Слюдяной фабрики специалистов из разных областей: музейное дело, экспозиционная деятельность, дизайн, экология и устойчивое развитие, история и геология.

«Для проектирования постоянной экспозиции Слюдариума привлекается междисциплинарная команда специалистов из совершенно разных сфер. Каждый представит свой опыт и поделится своим видением создания будущего пространства. Это позволяет создать экспозицию, которая будет учитывать разные аспекты и подходы к индустриальному наследию: исторический, культурный, технологический, экологический», — делится Татьяна Салтыкова.

 

Татьяна Салтыкова. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

По словам руководителей проекта, сейчас в России одной из крупнейших слюдяных фабрик остается фабрика в Петербурге, куда слюду привозят из Индии. Эта фабрика смогла пережить сложные 90-е годы, и сейчас на ее продукцию спрос только возрастает. На экскурсии, которую организовали для карельских активистов, показали, что фабрика работает также и на станках, которые использовались 30-40 лет назад. И труд преимущественно ручной.

Проект «Слюдянка: переосмысление индустриального наследия Петрозаводска методами культуры и искусства» – победитель Всероссийского конкурса молодежных проектов среди физических лиц «Росмолодежь.Гранты 1 сезон» при поддержке Федерального агентства по делам молодежи в рамках федерального проекта «Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь России»)» национального проекта «Образование».

Проект «Переизобретая Слюдянку» реализуется победителем конкурса «Поддержка профессионального развития» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Татьяна Салтыкова вошла в число 290 авторов лучших проектов Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» президентской платформы «Россия – страна возможностей». В этом году количество участников превысило 100 тысяч человек. Заявки были получены из всех регионов России, а также 25 иностранных государств, среди которых: Беларусь, Узбекистан, Таджикистан, Армения, Казахстан, Индия, Китай. Слюдариум также вошел в ТОП-60 финалистов всероссийского конкурса Art Team из 1022 заявок. Конкурс проводился АНО «Центр кинофестивалей и международных программ» в партнерстве с АНО «Креативная экономика», при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.