В мире цифровых технологий: как студенты ПетрГУ помогают народным музеям региона

Есть в поселениях Карелии выставочные пространства, созданные силами местных жителей — так называемые народные музеи. Люди там поколениями собирали предметы, которые хранят историю родного края. Сейчас, когда вся жизнь охвачена цифровизацией, меняется и облик музеев. Перенимать новые веяния им помогают начинающие исследователи ПетрГУ.

У Дома-музея рунопевцев. Фото из архива ИЛЛМИК

Пятеро студентов Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ под руководством Софии Трипецкой в прошлом году выиграли грант главы Карелии с проектом «Народный музей в Арктической Карелии: перспективы развития в цифровую эпоху». Они отправились в экспедицию в Калевалу, чтобы создать электронный каталог экспонатов Дома-музея рунопевцев, который входит в этнокультурный центр «Калевалатало». Сейчас команда нового проекта продолжает эту работу, но уже в Музее типографии. Итогами работами и дальнейшими планами с «Республикой» поделились участники команды.

Проветрить экспонаты

Как рассказала София Трипецкая, сделать базу данных экспонатов для народного музея в Калевале предложила преподаватель и руководитель Исследовательской лаборатории локальной и микроистории Карелии (ИЛЛМИК) Ирина Александровна Чернякова.

София Трипецкая. Фото: «Республика» / Анастасия Михайлова

«Я тогда уже полтора месяца провела на острове Кижи и про музеи уже что-то знала. В целом меня эта тема влекла, поэтому я сразу же подняла руку», — поделилась девушка.

На базе лаборатории студенты работали с 2014 года в сельских музеях, созданных благодаря энтузиазму местных жителей. Так, электронные каталоги появились в этнокультурном центре «Хайколя» (Калевальский район) и у народных музеев в селе Гридино (Кемский район) и деревне Нюхча (Беломорский район). До 2022 года учащиеся занимались этим на волонтерских началах при содействии университета. Победа в конкурсе грантов главы Карелии позволила организовать экспедицию, поездки на конференцию и публикацию статей, а также «зарплаты» исполнителям.

Команда трудилась в Музее рунопевцев, который существует в дома сказительницы Марии Ремшу с 1984 года. По словам участников, часто подобные пространства со временем превращаются в хранилища, потому что у организаторов не хватает сил и времени перебирать экспонаты, «проветривать» их. Пока студенты работали в доме, они облагородили его не только в научном плане, но и буквальном — прибрались и протерли пыль.

Юные исследователи провели каталогизацию экспонатов дома-музея, то есть создали базу данных всех хранящихся в нем предметов. В нее вошло около 300 карточек с фотографиями экспонатов, их внешними характеристиками и отличительными особенностями. Каждая карточка также содержит упоминания предмета в фольклоре и информацию о дарителях. Таким образом, этот каталог еще помогает экскурсоводам выстроить свой рассказ.

В музее встретилась как привычная бытовая утварь, так и такая, о назначении которой на первый взгляд догадаться трудно. К примеру, студенты обнаружили масштабное деревянное изделие, оказавшееся картофелетеркой для крахмала. Из других «интересностей» — кукла-мерка, по которой девочки учились готовить кашу. Ее размещали рядом с кастрюлей, чтобы отслеживать необходимый объем воды и количество крупы.

Проектанты создали видеоролик о музее и его коллекции и подготовили интерактивный урок о культуре и быте карелов. В него вошли самые разные задания — соотнести слова на карельском и русском языке или угадать способы применения экспонатов. Этот урок показывали в школах в Олонце, в Петрозаводске и нескольким ученикам в Калевале.

«Замечательно, что в этнокультурном центре «Калевалатало», который фактически регламентирует культурную деятельность Калевальского района, теперь есть каталог для специалистов музея. Он позволит упростить работу сотрудников и избавит их от необходимости подолгу разбираться с книгами учета. Можно сказать, что мы поспособствовали развитию туризма, ведь чем лучше работают музеи, тем больше у них возможностей принять туристический поток. Это, в свою очередь, влияет и на культурный обмен», — отметила София.

«Люди восхитились»

Сейчас команда в обновленном составе работает в Музее-типографии — еще одном подразделении «Калевалатало». Проект «Районная типография в Карельском арктическом приграничье — музей информационных технологий прошлого века» также получил грантовую поддержку главы республики.

Егор Васильев. Фото: «Республика» / Анастасия Михайлова

«Идея участия в конкурсе поступила от самих студентов после работы в доме-музее рунопевцев. До нашего приезда типографию сложно было назвать музеем — скорее, стихийно сложившимся музейным пространством. Я никогда не занимался наукой, и благодаря Ирине Александровне меня пригласили стать руководителем проекта», — рассказал Егор Васильев.

На данный момент проектанты уже практически составили каталог — сейчас он проходит камеральную обработку. Изначально планировалось внести в базу данных около 500 экспонатов, но в итоге вышло порядка 800 карточек. Как и в прошлый раз, студенты подготовят интерактивный урок и видеофильм с элементами дополненной реальности.

«Вообще, жители Калевалы были очень рады, что типография возрождается, хоть и в другом обличии. Люди сами приходили туда, показывали — вот на этом станке я трудился столько-то лет. Некоторые приходили вместе, вспоминали, и для них это было очень приятно. Этот проект важен и для местных жителей. Нас сразу заметили и заинтересовались деятельностью. Люди восхитились — это тоже можно отнести к тому, что мы уже сделали», — подчеркнул Егор.

Типография в Калевале существовала с 1931 года. Она прерывала работу на время Великой Отечественной войны, а затем действовала с перерывами до 2004 года. Здание типографии на улице Советская, 10 было построено в 1962 году. В нем шесть помещений с печатным оборудованием прошлого века, нигде больше в России не сохранившимся. Чтобы описать старинные машины и механизмы, студентам пришлось изучить специальную литературу — справочники, на счастье, обнаружили в «цехах». Долгое время здание было заброшено, пока в 2009 году его не выкупил руководитель финского информационно-культурного фонда «Юминкеко» Маркку Ниеминен и отдал муниципалитету.

«Еще до того, как мы выиграли грант, мы начали изучать дела в архиве. И не могли найти информации по типографии в Калевале, были только какие-то хозяйственные документы 50-60-х годов. Потом, когда мы уже приехали туда, заметили кипу бумаг в чулане и решили, что это старые газеты, и их можно не трогать. Но дурная голова ногам покоя не дает — я залез туда, и оказалось, что это дела, которые не были переданы в Национальный архив. В них содержалась очень важная информация об оборудовании и инвентаризации, статистика по кадрам и данные о заработных платах», — поделился Егор.

Теперь студентам предстоит подготовить документы, чтобы специалисты из архива забрали найденные материалы. В следующем году начинающие исследователи планируют вновь подаваться на грант, но уже для того, чтобы музеефицировать производственный комплекс. У них уже имеются предложения по организации экспозиции.

«Когда я ехал в Калевалу, я не очень предполагал, что меня ждет. Это было очень непросто, но стоило — некоторые экзамены пришлось сдавать до или во время экспедиции. Но, несмотря на все это, мы смогли сделать огромное количество работы и хотим сделать еще больше», — заключил Егор.