«Не хотим отвыкать от хорошего»: петрозаводчане требуют сохранить новые автобусы

С июня этого года на трех маршрутах в Петрозаводске курсируют новые современные автобусы, заменившие старые «пазики». Это первые результаты транспортной реформы в городе. Она натолкнулась на сопротивление прежних перевозчиков, которые хотят вернуться на линии. Врио главы города Инна Колыхматова встала на защиту интересов горожан и просит поддержать ее инициативу.

Новые автобусы в Петрозаводске. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

На этой неделе Инна Колыхматова встретилась с активными жителями двух отдаленных районов – Сулажгорского кирпичного завода и Птицефабрики. О встрече врио главы Петрозаводска попросили сами горожане, а темой стала транспортная реформа.

Несколько месяцев назад в СКЗ и Птицефабрику начали ходить современные автобусы нового перевозчика – компании «ТрансБалт». Начавшееся обновление общественного транспорта – важная часть транспортной реформы, которую городские власти проводят при поддержке республиканского правительства. Современные автобусы уже несколько месяцев курсируют по маршрутам № 5, 14 и 29. Новый перевозчик работает по регулируемому тарифу, который позволяет городской администрации контролировать качество услуг – соблюдение расписания, чистоту в салоне и т.д.

Но, как уже сообщалось, в начале августа Петрозаводский городской суд рассмотрел иск от прежних перевозчиков, которые хотят вернуться на маршруты. И принял решение не в пользу горадминистрации.

«Как приятно войти в чистый автобус!»

Жители СКЗ, а также те, кто приезжает сюда на работу из других районов города, оценили новые современные автобусы. И теперь опасаются, не будет ли свернута транспортная реформа. Пересаживаться обратно на старые «пазики» прежних перевозчиков люди категорически не хотят.

Валентина Кондратьева. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Как приятно войти в чистый автобус, теплый, с кондиционером, когда тебя приветливо встречает водитель! И ты знаешь, что не будешь стоять два-три часа на остановке, автобус придет по расписанию. Очень хочется, чтобы это всё у нас было, чтобы эти автобусы продолжали работать», — сказала председатель совета ветеранов микрорайона Сулажгорский кирпичный завод Валентина Кондратьева.

Ее поддержали все участники встречи. Люди говорили о том, насколько удобнее стало добираться в другие районы города: с работы и на работу, в школы, медучреждения.

Наталья Феденко. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Я проезжаю 17 остановок с улицы Московской. Очень довольна 29-м автобусом. Очень удобно, комфортно, такие доброжелательные шоферы. Сегодня я ехала: на улице -2 °C, в салоне +19 °C», — отметила учитель школы в СКЗ Наталья Феденко.

«Мы все почувствовали разницу»

С участниками встречи в СКЗ полностью солидарны жители Птицефабрики. Добрых слов для прежних перевозчиков у них, как и у жителей СКЗ, не нашлось. Люди вспоминали, что раньше на остановках стояли по 2 часа, дети из школ иногда вынуждены были идти пешком, вечерами маршруток часто было вообще не дождаться. О состоянии старых «пазиков» и говорить не приходится: ни о каком комфорте речи не шло.

Между тем, транспортная доступность для Птицефабрики жизненно важна, рассказала председатель совета ветеранов микрорайона Ольга Костицина. Это касается всех жителей от мала до велика: молодых семей, которые возят своих детей в детские сады, школьников, которые учатся в других районах города, студентов, работающего населения и, конечно, людей пожилого возраста.

«Людям надо ездить в поликлинику, а она находится на Ключевой. Наши активные жители хотят выезжать в город на концерты, фестивали, для занятий спортом. Для этого необходима транспортная доступность, и новая компания («ТрансБалт» – прим.ред.) нам ее обеспечивает. За небольшой период, пока она работает, мы все почувствовали разницу. И мы все за то, чтобы транспортная реформа воплотилась в жизнь и в других районах города», — отметила Ольга Костицина.

Всех устраивают новые комфортабельные автобусы, подтверждает житель района Андрей Фетисов.

Андрей Фетисов

«Люди теперь не боятся, что отправятся в город, а обратно будет не вернуться. Я пользуюсь транспортом в разное время, вижу, что автобусы здесь и в десять вечера, и в шесть утра», — сказал он.

При этом жители обоих отдаленных районов не утверждают, что все идеально. Например, они отметили, что по выходным бывают сбои в приложении «Умный транспорт», по которому люди отслеживают прибытие автобусов на остановки. Инна Колыхматова пообещала, что возьмет этот вопрос в работу. На Птицефабрике участники встречи говорили и том, что некоторые пассажиры не спешат оплачивать проезд водителю или бесконтактным способом через терминалы в салонах и стремятся проехать «зайцем». Спрашивали о перспективах внедрения единых проездных, отмечая, что для этого необходимо продолжать транспортную реформу.

Но, несмотря на замечания, люди однозначно за то, чтобы сохранить новые автобусы и не допустить возвращения на маршруты старых «пазиков».

«Мы уже привыкли к хорошему, отвыкать не хочется», — говорят жители.

Защитить интересы горожан

Горожане попросили Инну Колыхматову сделать всё возможное, чтобы сохранить качество транспортных услуг. Градоначальница пояснила, что администрация Петрозаводска подала апелляцию на решение суда первой инстанции.

Инна Колыхматова. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«В ходе предыдущих судебных заседаний нам не удалось отстоять свою позицию. Сейчас мы направили все усилия на то, чтобы подготовиться к новому судебному заседанию, обосновать нашу позицию новыми доводами и получить правовые основания для продолжения транспортной реформы», — пояснила Инна Колыхматова.

При этом жители СКЗ считают, что надо также выйти с инициативой по изменению федерального законодательства. Иначе при продолжении транспортной реформы ситуация с судебными исками от прежних перевозчиков, которые не желают терять доходы, но при этом не обеспечивают качественные услуги, будет повторяться.

Инна Колыхматова подчеркнула, что с такой проблемой сталкиваются и другие города в рамках проведения транспортных реформ. Поэтому поправки в законодательство действительно нужны, считает врио главы города.

Встреча с жителями СКЗ. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

По итогам встречи в СКЗ Инна Колыхматова опубликовала соответствующую инициативу на портале «Активный горожанин».

«Жители города достойны комфортного и современного автобусного сообщения. Транспортная модель, организованная в рамках нерегулируемого тарифа, не позволяет обеспечить соблюдение законных прав пассажиров, поскольку не дает возможности привлекать к ответственности компании-перевозчики за выявленные в их работе нарушения.

Считаю, что продолжение транспортной реформы в столице Карелии невозможно без корректировки действующих правовых актов.

Обращаюсь к депутатам Законодательного Собрания Карелии и Государственной Думы Российской Федерации с предложением выступить с законодательной инициативой по внесению изменений в действующее законодательство с целью создания эффективного механизма контроля за работой компаний-перевозчиков.

Считаю, что законодатели должны защищать наше право на современный и комфортный общественный транспорт. Возврат к прежней транспортной ситуации недопустим!» — сказано в обращении.

Автобус № 5. Фото: пресс-служба администрации Петрозаводска

«Нам нужна ваша поддержка!»

Инна Колыхматова призвала петрозаводчан проголосовать за инициативу.

«Нам очень нужна поддержка петрозаводчан — ваша поддержка. Давайте объединим наши усилия! Каждый житель города заслуживает комфортного общественного транспорта. И чем больше горожан поддержат инициативу, тем больше у нас шансов доказать нашу позицию», — добавила Инна Колыхматова.

Поставить подписи под обращением могут все желающие. Отклик призыв главы города получил практически сразу: меньше, чем за сутки, инициатива набрала несколько сотен голосов. Жители СКЗ и Птицефабрики также выразили пожелания, чтобы сбор подписей был организован не только на портале, но и в бумажном виде — это будет удобнее для многих представителей старшего поколения.

«Если в этом нужна наша помощь, мы обязательно поможем», — сказала Валентина Кондратьева.

«Вы видите, жители за инициативу. Встреча была продуктивной, если нам идут навстречу, мы всегда поддержим», — добавил Андрей Фетисов.

Комментарии депутатов

Во встречах с жителями приняли участие и представители депутатского корпуса, которые также поддерживают инициативу.

Инна Колыхматова вместе депутатами Петросовета Сергеем Ильиным и Александром Калько встретилась с жителями СКЗ. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Сегодня на примере работы новых автобусов на маршрутах № 5, 14 и 29 мы видим, что наша транспортная система может быть лучше. Да, есть замечания и по новому перевозчику, но в целом отзывы очень хорошие… Но благодаря старым перевозчикам, которые зашли в суды, реализация транспортной реформы под угрозой (…) Считаю необходимым поддержать инициативу! Интересы граждан должны быть соблюдены, а лица, препятствующие этому, должны быть привлечены к ответственности!» — написал на своей странице в соцсети депутат Петросовета Сергей Ильин, который представляет интересы жителей СКЗ.

«Присутствующие на встрече говорили о том, как здорово, когда автобусы на маршрутах новые и чистые, что маршрутное расписание соблюдается, что общественный транспорт приходит вовремя и теперь спокойно можно добраться до нужного места в городе. Сама ежедневно пользуюсь общественным транспортом и отмечаю позитивные изменения (…) Все присутствующие на встрече однозначно ответили да, поддерживаем транспортную реформу, видим результат!!!! Предлагаю всем горожанам, заинтересованным в продолжении транспортной реформы, поддержать обращение. Вместе у нас все получится, нам нужен современный транспорт!» — прокомментировала итоги встречи на Птицефабрике депутат от этого района Екатерина Реутова.

Во встрече с жителями приняли участие депутат Петросовета Екатерина Реутова и депутат Заксобрания Ольга Билко. Фото: пресс-служба администрации Петрозаводска

«Новые автобусы прежде всего решили проблемы жителей отдаленных районов – Птицефабрика, СКЗ, Соломенное, Сулажгора. Действующий контракт отвечает интересам жителей города и позволяет применять финансовые санкции в случае нарушений условий договора, чего не было с предыдущими перевозчиками (…) Предлагаю всем горожанам, заинтересованным в продолжении транспортной реформы, поддержать обращение», — отметила у себя на странице депутат Заксобрания Ольга Билко.

Как поддержать инициативу?

Сбор подписей под обращением Инны Колыхматовой продолжается. Для того, чтобы проголосовать, необходимо перейти по ссылке и авторизоваться через логин и пароль от вашего аккаунта на «Госуслугах». Можно также воспользоваться QR-кодом.

Для бесперебойного доступа к порталу в горадминистрации рекомендуют пользоваться браузерами с российскими сертификатами безопасности связи – «Атом» и «Яндекс Браузер». Если вы привыкли работать в других браузерах, можно установить корневой сертификат в операционную систему. Подробную инструкцию подготовило Минцифры.

Также, как ожидается, в ближайшее время будет организован сбор подписей в бумажном виде. О дополнительных возможностях поддержать инициативу расскажем, как только появится информация.