Выголексинская пустынь была создана на территории Карелии 320 лет назад

В октябре 1694 года в районе реки Выг было образовано Выголексинское общежительство – крупнейший центр старообрядчества на севере России.

В октябре 1694 года в районе реки Выг было образовано Выголексинское общежительство – крупнейший центр старообрядчества на севере России.

Церковная реформа патриарха Никона, направленная на унификацию православной церкви, привела к расколу в ней: не согласные с преобразованиями сторонники старой веры были вынуждены скрываться от властей. Глухие северные леса как нельзя лучше подходили для такой скрытной жизни людей, отказывавшихся признавать реформированную церковь и вместе с ней государственную власть.

В октябре 1964 года на реке Выг, в 40 километрах от Повенца, возникло Выголексинское общежительство – своеобразное государство в государстве, которое сплотило вокруг себя приверженцев течения беспоповцев, не признававших церквей и священников. Пустынь, известную как мужской Выговский (Даниловский) монастырь, основали уроженец Шуньги Данила Викулов, Андрей и Семен Денисовы.

В начале 18 века на реке Лексе появился женский монастырь – Лексинское общежительство. Если в конце 17 века в общежительстве, состоявшем из скитов и поселений, проживали 2 тысячи человек, то в пору его расцвета, в 1717-1730 годы население достигло 17 тысяч.

Общежительство имело свое крепкое хозяйство (пашни, скот, мельницы, хлебные запасы), развивало ремесла, школу иконописи, занималось переписыванием книг, а позже начало печатать старообрядческую литературу. Две флотилии, на Белом  море и на Онежском озере, позволяли старообрядцам успешно торговать – суда доходили даже до Америки.

Выговское общежительство

Выговское общежительство. 1-я пол. XIX в. Поморский центр. Фрагмент лубка (ГИМ). Фото: pravenc.ru

Выгореция, снабжавшая весь старообрядческий мир России книгами и иконами,  процветала вплоть до царствования Николая I, когда начались первые притеснения приверженцев старой веры. Конец Выголексинского общежительства наступил в 1854 году, когда оно было закрыто, все книги и утварь вывезены, постройки снесены, а земли перепаханы и заселены крестьянами из средней полосы России. Несмотря на старания власти уничтожить следы старообрядцев, сделать окончательно это было невозможно – местное население продолжало придерживаться старой веры.