Вагон с вагонами

В Петрозаводске остановился поезд-музей. Мы побродили по вагонам-выставкам и узнали, что сложнее: управлять «Ласточкой» или обстукивать колеса вагонов на станциях.

На первом пути железнодорожного вокзала в Петрозаводске два дня никого не встречали и не провожали. И поезда туда не приходили, потому что возле платформы расположился поезд-музей. Его железная дорога запустила по станциям Карелии в честь 100-летия Мурманской железной дороги.

В составе 12 вагонов, 9 из которых по факту — музейные залы, посвященные истории железной дороги и трудовым будням ее работников.

Наша съемочная группа прошлась по вагонам поезда-музея:

https://eb.utuoy/ZRj9wFFmaBo

В первом вагоне показывают кино, во втором разместилась экспозиция о железной дороге во времена Великой Отечественной войны. Макет со светозвуковыми эффектами демонстрирует железнодорожную ветку, по которой возили грузы и продовольствие в Ленинград в 1943 году. По этой же линии шла эвакуация людей.

 

Третий вагон — история железных дорог в России. От первого паровоза, собранного братьями Черепановыми, до современных «Ласточек». Экскурсовод Сергей Глазов знает об этих поездах все: сколько вагонов в составе, какую скорость способны развивать, сколько людей перевозить.

Попутно рассказывает о разнице между российскими и европейскими железными дорогами: у нас расстояние между рельсами больше, чем в большинстве европейских стран. Только в Финляндии — такое же, как у нас. Ещё отличились испанцы — там свой стандарт.

Четвертый вагон — с вагонами. Здесь можно было изучить выставку моделей любых типов вагонов: пассажирские, грузовые, старые, новые — все расположились на полках. Мечта любого мальчишки (и некоторых девчонок).

 

В вагоне, посвященном нанотехнологиям, встречаем заместителя начальника поезда Дениса Алексеенко. Он рассказывает про наношпалы, наноарматуру и травит рабочие байки.

— Я 11-й год работаю. Начинал с экипировщика вагонов. Нет, это не те, которые по колесам вагонов стучат. Кстати, стучать — это не самая худшая работа. Чтобы стучать, нужно еще пять лет крутить эти же самые колеса. Сначала учитесь, потом идете в депо, чините эти самые вагоны, получаете второй, третий, четвертый разряд. Если руки из правильного места, то двигаетесь дальше, если нет — то крутить до пенсии. С шестого разряда разрешают по колесам стучать. Только у колесной пары 11 дефектов, он должен знать их все, определять на взгляд и на звук, без прибора. Тут просто так ничего не бывает.

Денис Алексеенко

Денис Алексеенко. Фото: «Республика» / Николай Смирнов

Кстати, суть нанотехнологий здесь объясняют в котиках.

 

Продолжая разговор о сложности железнодорожных профессий, перебираемся в соседний вагон. Там стоят тренажеры, на которых учат управлять поездами. Любой посетитель может почувствовать себя машинистом «Ласточки».

 

Управлять ей, кстати, совсем не сложно (судя по тренажеру): сначала даешь гудок, набираешь тягу — и поехали. Когда «поезд» подъезжает к мосту или тоннелю, нужно гудеть.

Мэру Петрозаводска Ирине Мирошник экспозиция понравилась.

— Переполняет чувство гордости за то, насколько современные технологии используются на железной дороге. Впечатляет использование инновационных технологий. Совершенно правильно, что экспозиция начинается с выставочных образцов времен Великой Отечественной войны. Для нас, города воинской славы, это актуально. Кстати, мы договорились, что в «Ласточке» будут рассказывать всем, кто приезжает в город, что Петрозаводск носит такое высокое звание.

Ирина Мирошник

Ирина Мирошник. Фото: «Республика» / Николай Смирнов

Состав уже отправился дальше по своему маршруту на юг. Но для тех, кто все же хочет посетить музей, поезд еще не совсем ушел — вы можете отправиться на виртуальную экскурсию. Она есть на сайте РЖД.