Сердце города: музей недавней истории появится в Петрозаводске этим летом

Онежский тракторный завод связан с судьбами многих местных жителей. Сейчас в одном из цехов некогда градообразующего предприятия организуют выставочное пространство. "Время действия" собранных артефактов — конец XX — начало XXI века. Самой заметной частью экспозиции станут неоновые вывески, некоторые из которых знакомы горожанам с детства.

Вывеска "Миру - мир" на входе в Музей недавнего в Петрозаводске. Фото: "Республика" / Оксана Кудряшова

Совсем скоро в Петрозаводске откроется Музей недавнего. Его под руководством директора «Академии фотографии» Юлии Утышевой создают в одном из цехов бывшего ОТЗ при поддержке Фонда президентских грантов. Проект в предметах и лицах расскажет об эпохе в истории Петрозаводска, влияние которой ощущается до сих пор. Посмотреть, почитать и даже внести свой вклад в новую экспозицию можно будет с 12 августа в арт-пространстве «Синий коридор».

Вселенная ОТЗ

Выставка представит различные экспонаты, связанные с самим Петрозаводском и его «сердцем», Онежским тракторным заводом. Так, посетителям покажут фотопортреты передовиков производства (каждый из них «оживлен» бытовой цитатой, найденной в архивных записях) и работы петербуржского фотографа Юрия Пальмина, сделанные им в 2010 году для проекта «Онежский тракторный. Времена города». Тогда предприятие простаивало в ожидании обновления. Юрий Пальмин, работающий с промышленной архитектурой, запечатлел цеха и исторические корпуса ОТЗ в том виде, в котором они были оставлены.

Самая яркая часть экспозиции — элементы неоновой рекламы советского и постсоветского Петрозаводска. Их на территории города находит и приводит в порядок энтузиаст Роман Молодцев.

Юлия Утышева. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«В прошлом году мы познакомились с Ромой на кладбище. Он проводил прогулку на необычных городских пространствах. Тогда я узнала, что Рома собирает неоновые огни и восстанавливает их. Он был в поиске помещений, куда это можно было бы пристроить. Оказалось, что работы Юрия Пальмина, напечатанные на больших алюминиевых листах, тоже остались в Петрозаводске. Я предложила объединить эти объекты, которые связаны общим временем, в музее», — рассказывает Юлия Утышева.

Курирует выставку в Петрозаводске петербуржский искусствовед Андрей Кудряшов. Он придумал образ, олицетворяющий задумку музея — комета, пролетающая на небе. Ее хвост и есть та самая недавняя история, которая все еще ощущается людьми, хотя само небесное тело уже не видно. Идея дизайн-проекта принадлежит другому мастеру из Санкт-Петербурга — Александру Менусу (интервью с ним также выйдет на нашем сайте). Раньше он входил в группу художников «Свои», которые создали мастерские на улице Пушкинская, 10. Это пространство в Питере долгое время оставалось местом концентрации современного искусства. В последние годы Александр Менус занялся выставочными проектами и работал, к примеру, с музеем Анны Ахматовой. Его дизайн Музея недавнего в Петрозаводске продолжает космическую тему — коридор с черными стенами, на которых, будто планеты во вселенной, виднеются под лампами фотографии и переливаются неоны.

«У нас будет большой экран с демонстрацией слайд-шоу и уголок с компьютером, на который каждый желающий сможет выгрузить какие-то архивные материалы о заводе. Еще мы хотим сделать аудиоэкскурсию, чтобы любой человек мог пройти по экспозиции самостоятельно. Это будет доступное место для всех желающих, как и «Синий коридор». Планируется, что экспозиция будет постоянной, но, может быть, будет какая-то смена экспонатов. Например, у Ромы есть амбиции создать свой музей неонов», — отмечает Юлия Утышева.

Неонбендинг

Роман Молодцев занимается проектом «СВѢТ: неоны Петрозаводска», цель которого — привлечение внимания, сохранение и посильная реставрация старых световых реклам города. Название, отсылающее к традиции русского письма, ознаменует и возрождение использования газосветных ламп в наружной рекламе.

Роман Молодцев. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

В цеху ОТЗ разместят 8 «неонок», знакомых, возможно, каждому петрозаводчанину. На входе экспозиционное пространство предваряет небезызвестная «Миру — мир» (пока без огней) со здания АТП-2 на Первомайском проспекте. Уже внутри будут представлены реплика вывески продуктового магазина Ruokatavaraa, которую горожане могли видеть на «Первомайке» и набережной Гюллинга, «Четыре икса» от одноименного бара на проспекте Карла Маркса и «Магазин» с фасада здания на Дзержинского, 6, с которого и начался «СВѢТ».

«В 2019 году я захотел собрать денег на реставрацию вывески магазина на улице Дзержинского, 6. Снять ее мне разрешили быстро, а вот с тем, чтобы вернуть ее обратно, возникли трудности. Я где-то год «пободался», потом еще ковид случился с карантином, это все затянулось и сошло на нет. Тогда я решил попробовать заниматься другими вывесками, на тот момент их в городе еще было больше, чем сейчас. Перелом в векторе деятельности случился в декабре 2020 года — я решил поездить по городу и пофотографировать старые вывески, какие еще остались живые. На окраине города в Южной промзоне был станкостроительный завод , и летом 2020 года я там гулял и видел вывеску, а в декабре приехал — ее уже нет. И я подумал, что надо что-то делать, надо начать собирать их», — вспоминает Роман.

В коллекции имеются сохранившиеся фрагменты (логотип и волна) с вывески на крыше Рыбокомбината на улице Онежской флотилии, «Цветы» из цветочного магазина на улице Антикайнена, ранее экспонировавшаяся в галерее «Лонгарт», и вывеска сетевого магазина «Зодиак», подаренная проекту одним из читателей. Гостям музея покажут частичку вывески «Почта», которая весной обрела новую жизнь в Соломенном. Ее реконструировали местные активисты при содействии «Почты России». По настоянию последней потребовалось заменить стеклянные трубки внутри конструкции светодиодными лентами, и таким образом сохранившиеся от «Почты» лампы попали к Роману.

Изначально активист вел паблик, в котором собирал фотографии и видео про световую рекламу Петрозаводска и Карелии. К ремонту вывесок он приступил только в этом году.

«Мне повезло познакомиться с человеком в Петрозаводске, у которого есть все для работы с неоном и стеклом. У нас последняя неоновая мастерская в городе закрылась лет десять назад. Поэтому я никуда специально работать не устраивался, к сожалению или к счастью. <…> Мой товарищ, Роман Пяскин, специализируется на другом профиле, он работает с газосветными трубами для рекламы и интерьера. А тем, что называется неонбендинг, занимаюсь я один», — говорит Роман.

Законсервировать историю

Процесс восстановления «неонок» похож на работу стеклодува. Для этого к одной из сторон стеклянной трубки припаивается один электрод, затем ее на газовой горелке разогревают в определенных местах до мягкого состояния и сгибают. Во время сгиба для поддержания формы стекла как раз и идет работа легкими. После того, как трубка приобрела нужные очертания, с другой стороны к ней припаивается еще один электрод и через специальный капилляр оттуда выкачивается воздух и закачивается газ аргон. Все это прогревается, чтобы из тела стекла можно было выкачать лишний воздух, потом откачивается до вакуума и заполняется неоном.

«Если есть технология, которая не потеряна и которую можно безболезненно применить, то мы используем ее. Те же самые неоновые лампы никуда не исчезли, их можно заказать. Да, они стоят в три раза дороже, но и служат дольше. Вот мы сняли вывеску Рыбокомбината — там все лампы, которые не побиты, работают, а она висит уже лет 50. <…> Саму конструкцию вывески можно выкинуть, покрасить в цвет, приближенный к оригиналу, или законсервировать. Я выбираю что-то между вторым и третьем вариантом. Единственное, что добавлю новое — лампы взамен битых», — поясняет активист.

По словам Романа, в целом по Карелии многие старые неоновые вывески уже давно сданы на металлолом. Одна из тех немногих, что осталась, — на гостинице «Онежской» в Медвежьегорске. Энтузиаст считает, что лучше всего будет привести ее в оригинальный рабочий вид и оставить как один из определяющих символов Медгоры.

Роман Молодцев и Роман Пяскин. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«В рамках проекта я бы хотел найти подход к управляющим компаниям или владельцам зданий, на которых остались советские неоны, — делится Роман. — В Петрозаводске их мало — например, вывеска «Дом быта» на улице Гюллинга, это самая большая и двуязычная «неонка» в городе. Более глобальная цель — стать первым за десять лет неонбендером в Петрозаводске».