«Рахманинов никогда не закончится»: на финальном концерте юбилейного фестиваля в Петрозаводске

11 апреля в Карельской филармонии слово «шедевр» звучало непривычно часто. И музыковед Татьяна Талицкая, и дирижер Анатолий Рыбалко, и приглашенные солисты признавались в любви к музыке Сергея Рахманинова в разговоре с журналистами. Во время выступления эта любовь звучала в каждом их трех исполняемых произведений.

Ольга Черемных и Анатолий Рыбалко. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Ольга Черемных и Анатолий Рыбалко. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

В финальную программу фестиваля «Мой Рахманинов», посвященного 150-летию композитора, вошли Концерт №4 для фортепиано с оркестром, Рапсодия на тему Паганини для фортепиано c оркестром и Поэма для хора, трех солистов и оркестра «Колокола». Для того чтобы на сцене филармонии уместились симфонический оркестр, объединенный хор из трех коллективов Петрозаводска, и солисты, пришлось снять первый зрительский ряд и нарастить площадку.

Анатолий Рыбалко и солисты Симеон Асеев, Ольга Черемных и Иван Васильев. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Анатолий Рыбалко и солисты Симеон Асеев, Ольга Черемных и Иван Васильев. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Симфоническая поэма «Колокола» во втором отделении концерта звучала мощно: и лирически, и драматически. В ее основе — стихотворение в четырех частях Эдгара По «Колокольчики и колокола» в переводе Константина Бальмонта. Лирический герой поэмы проживает легкую юность (солист — Симеон Асеев (тенор)), спокойную светлую зрелость (солистка — Ольга Черемных (сопрано)), трагическую кульминацию жизни и ее финал (солист — Иван Васильев (баритон)). Несмотря на то, что во время общего исполнения поэмы трудно было воспринимать текст, мощь и накал происходящего были очевидными.

— Партитура «Колоколов» совершенно особенная. Очень немного партитур написаны в кантатно-ораториальном жанре и посвящены житию отдельного человека. Всего 35 минут музыки, но она настолько насыщена, наполнена смыслом, эмоциями, что ты, действительно, проживаешь за это время целую жизнь. Я не могу вспомнить похожего случая в истории музыки. «Реквием» Моцарта — совершенно особая история. С одной стороны, это католическая заупокойная месса, а, с другой, там заложено много всего, но это не сформировано так, как здесь. И то, что мы взяли эту партитуру на закрытие фестиваля, подчеркивает ее особую историю. Помни о смерти, — рассказал на пресс-конференции главный дирижер Симфонического оркестра Карельской филармонии Анатолий Рыбалко.

По словам солистки Ольги Черемных, Рахманиновым часто пугают начинающих вокалистов.

— Осторожно, романсы Рахманинова — это особое, сложное искусство. Но когда я выросла и прикоснулась к этому жанру, именно романсы Рахманинова оказались для меня более естественными, чем вокальные произведения других классиков — Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова. Отношение Рахманинова к музыкальной фразе, его понимание вокальной сути, природы исполнителя оказались не пугающими, но правильно проникающими в суть человеческого голоса, — поделилась солистка из Петербурга, лауреат международных конкурсов Ольга Черемных на встрече с журналистами.

Ольга Черемных на пресс-конференции. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Ольга Черемных на пресс-конференции. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Анатолий Рыбалко прямо сказал, что Сергей Васильевич — его самый любимый композитор.

— Музыка Рахманинова в разные периоды жизни композитора менялась стилистически, но качество музыкального материала всегда оставалось высоким. Начиная со знаменитой Прелюдии до-диез минор и продолжая в симфониях, фортепианной и хоровой музыке, композитор писал произведения безупречного качества. В эмиграции, когда Рахманинов практически совсем перестал сочинять из-за своей занятости и после 1917 года создал всего шесть произведений, но это было шесть шедевров, которые заняли свое место в музыкальной культуре не только в России, но и всего мира. Кроме того, при любых стилистических обличьях его музыка очень естественна. Она проникает в сердце напрямую, и, чтобы почувствовать ее, не нужно обладать сверхзнаниями. Я уверен, что даже далекий от классической музыки человек, найдет в сочинениях Рахманинове то, что ему по сердцу, — сказал Анатолий Рыбалко.

Встреча с журналистами в филармонии. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Встреча с журналистами в филармонии. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

В первом отделении заключительного концерта «Мой Рахманинов» солистом выступил прекрасный пианист Александр Ключко, победитель ряда международных конкурсов. Прошлым летом, например, он стал победителем 1-го Международного конкурса имени С.В. Рахманинова в номинации «Фортепиано».

Исполнение Четвертого концерта Рахманинова и Рапсодии на темы Паганини в Петрозаводске было дебютным для музыканта. Карельскую публику пианист поразил виртуозной техникой и спокойной, уверенной манерой исполнения даже самых отчаянных драматических моментов и почти инфернальных пассажей. После многократного выхода на аплодисменты зрителей Александр исполнил на бис Прелюдию соль-мажор Сергея Рахманинова.

— Музыка Рахманинова для любого пианиста — это нечто особенное, потому что он был сам выдающимся пианистом. И его произведения сложены настолько удобно для фортепиано, с таким знанием возможностей инструмента, что для любого пианиста огромное удовольствие исполнять их, — поделился Александр Ключко.

Фестиваль «Мой Рахманинов» проходил в Петрозаводске с 31 марта по 11 апреля на нескольких площадках.

— Мне кажется, мы сделали замечательную вещь. По-моему, музыканты всея Петрозаводска впервые за долгие годы смогли объединиться. Карельская филармония, Петрозаводская консерватория имени Глазунова и Музыкальный театр Карелии совместно организовали цикл концертов. Ни одному из нас не под силу было в одиночку показать творчество Рахманинова во всей полноте. Публика могла послушать оперу и романсы в Музыкальном театре. Открытие и вечер фортепианной музыки прошли на сцене Петрозаводской консерватории, где есть и симфонический оркестр и огромная фортепианная кафедра, которая представила свои лучшие силы В зале Музея изобразительных искусств звучала камерная музыка, а на сцене Карельской филармонии прозвучало четыре фортепианных концерта, хоровая кантата и рапсодия. Все получилось. Для публики мы представили прекрасные яркие программы, а для себя поняли, что сотрудничество — это хорошо, — рассказала на встрече с журналистами музыковед Татьяна Талицкая, исполняющая обязанности директора Карельской филармонии.

Особенностью фестиваля стало и то, что в его программе не было ни одной симфонии Рахманинова. Организаторы объясняют это тем, что симфонии Сергея Васильевича у нас и так периодически звучат. «Рахманинов никогда не закончится», — ответил Анатолий Рыбалко журналистке на вопрос о том, что будет после фестиваля. В планах Карельской филармонии стоят гастроли Белгородского симфонического оркестра. Они привезут, в частности, и одну из симфоний Рахманинова. Запланированы также гастроли пианиста Олега Вайнштейна. Два концерта Сергея Прокофьева прозвучат в один вечер с Первой симфонией Рахманинова.