Рахманинов, национальные мотивы и музыка барокко: как прошел фестиваль Ruskeala Symphony в этом году

На просторах горного парка "Рускеала" в минувшие выходные вновь отгремел фестиваль Ruskeala Symphony. В формат "опен эйр" в этот раз периодически вмешивался дождь, однако это не пугало ни слушателей, ни музыкантов. Собрали в нашем репортаже впечатления гостей и исполнителей об одном из главных культурных событий Карелии.

14 и 15 июля в Карелии в седьмой раз прошел фестиваль Ruskeala Symphony. Как и прежде, музыкальная программа была насыщенной и включала самые разные  жанры — от хорового пения до оперных арий и от барочной музыки до народных мелодий. Такой же многогранной была и погода, радовавшая то палящим солнцем, то проливным дождем. Но это не помешало гостям насладиться концертами, а исполнителям полностью представить свой репертуар.

Новое для каждого

Стартовал фестиваль на Итальянском карьере c выступления Симфонического оркестра Карельской филармонии. В первый день музыканты играли под руководством Алексея Ньяги, для которого этот концерт стал по-настоящему особенным — в качестве второго дирижера коллектива он предстал в заключительный раз.

«Девять сезонов я здесь трудился — прекрасные девять лет, которые пролетели быстро, потому что работать было комфортно и очень легко. Я невероятно признателен оркестру не просто за возможность выходить, репетировать и дирижировать различные программы, а за сам факт моего творческого становления здесь. Не то чтобы я приехал сюда ничего не знающим человеком — конечно, нет. Практика делает свое дело, тем более, когда она приходит в таких комфортных по-человечески и творчески условиях. <…> Но надо двигаться вперед, стоять на месте нельзя. Я уверен, что новые дирижеры, которые здесь появятся, тоже вдохнут новую жизнь в оркестр. Это важно — новая кровь, новые люди, эмоции, ощущения. Это всегда оркестр только обогащает, поэтому я не воспринимаю свой уход со знаком минус ни для себя, ни для коллектива», — поделился с журналистами Алексей.

Весь вечер на сцене звучали хиты из известнейших мюзиклов и рок-опер — «Чикаго», «Кошек», «Маммы Миа!», «Призрака Оперы», «Мулен Руж», «Великого Гэтсби», «Ромео и Джульетты», «Юноны и Авось» и других. Партии исполняли приглашенные певцы Сауле Искакова, Мария Мукупа, Роман Дряблов и Сергей Коровин. Им концерт в горном парке тоже принес новые впечатления.

«Мы приехали в Петрозаводск, провели репетицию там — я впервые был в столице Карелии, и мне безумно понравилось. А когда приехали сюда — эмоции просто захлестнули. Было очень волнительно — мы впервые на вашем фестивале. Надеемся, что пригласите еще, если мы понравимся вам также, как нам понравилась ваша природа, радушный прием организаторов и всего персонала», — рассказал Сергей Коровин.

Ведущей вечера стала народная артистка России и Карелии Илзе Лиепа. Ее участие, возможно, ознаменовало первый шаг к тому, чтобы принести на Ruskeala Symphony еще один новый жанр — балет.

Илзе Лиепа. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Я уже предлагаю — это требует определенной технической подготовки и большего размера сцены. Но «никогда не говори никогда» — фестиваль развивается, и у нас есть интересные предложения. Я буду счастлива привезти сюда один из своих проектов. Мне кажется, что глава Карелии, Артур Олегович Парфенчиков, невероятно творческий человек, и я все время с этим сталкиваюсь. Удивительно и радостно, что все его идеи связаны и проникнуты любовью к Карелии, желанием ее популяризировать и рассказать всем о красоте ее природы. Это очень ценно и очень дорого», — выразила уверенность Илзе.

Прелести и трудности формата

Во второй день Ruskeala Symphony на основную сцену вышли «Виртуозы Москвы» — камерный оркестр, созданный известным дирижером Владимиром Спиваковым. Самого маэстро в этот раз не было, а музыкантами руководил второй постоянный дирижер Арсентий Ткаченко. Под пасмурным небом ансамбль исполнил классику Антонио Вивальди,  Эдварда Грига, Нино Рота, Леонарда Бернстайна, Астора Пьяццоллы и других. Соло на скрипке сыграл заслуженный артист России Алексей Лундин.

Посреди концерта дирижер внезапно оставил своих «подопечных» и ушел, но это не смутило играющих — музыка продолжилась. Как позднее признались Арсентий и Алексей, такой экспромт происходит уже не первый раз.

«Первый это получилось случайно — я почему-то решил это сделать в большом зале консерватории. Мы поняли, что «Виртуозы Москвы» — действительно виртуозы, и прекрасно справляются без меня. Я отдаю им честь и ухожу в конце, показывая, что все, что было до этого, был обман», — пошутил Арсентий.

«Он нас все время «бросает», и мы к этому даже как-то привыкли. Нам стало нравиться, что он может себе это позволить, и ведет с нами такую игру. Теперь мы предполагаем, что он может это сделать, но никогда не знаем наверняка, когда это произойдет», — добавил Алексей.

Еще одним незапланированной «фишкой» концерта оказался гудок «Рускеальского экспресса», на котором прибыли новые слушатели (их ранее встретил квартет народных инструментов «Четыре четверти»). По словам дирижера, этот звук не помешал, а, напротив, органично вписался в происходящее.

«Опен эйр» снимает официоз того, что происходит в академических залах. Чтобы прийти на концерт академической музыки, нужно правильно одеться, вести себя прилично, знать, когда хлопать и не хлопать. А этот формат все стирает — мы находимся в одном пространстве. Поэтому такие вещи как паровозный гудок или стук дятла, такое у меня тоже было, это нас объединяет. Все понимают, что музыканты на сцене, — это такие же простые люди», — отметил Арсентий.

С воды в этот раз звучали хоровое пение и музыка эпохи барокко. Первым на воду спустился Мужской камерный хор Карельской филармонии, а после — ансамбль духовых инструментов L’Esprit du Vent. Выступление последних едва не отменилось из-за дождя, и какое-то время артистам пришлось играть без микрофона. Но в итоге звук удалось восстановить, и гости насладились звучанием барочных инструментов.

 

А вот белорусскому коллективу «Купалинка» пришлось выступать в самый разгар ливня. Это не уняло энергии самих исполнителей и не испугало зрителей, которые оставались весь концерт под зонтиками и дождевиками. Вечером, когда вновь выглянуло солнце, на сцену вышел джазовый квинтет Eilenkrig Crew. Артисты сыграли, в частности, «Нежность» композитора Александры Пахмутовой и музыку из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», а также авторские сочинения, посвященные членам семьи основателя коллектива Вадима Эйленкрига.

Остроты в фестиваль внесла музыкально-танцевальная программа «Фламенко без границ». Гитарист Иван Доржиев и танцовщица Анастасия Бахтияри исполнили и показали страсть испанской музыки и хореографии. На площадке Визит-центра звучали произведения Висенте Амиго и Пако де Лусия, румбы группы Gypsy Kings, а также танец «Фарукка».

Финальным аккордом седьмого фестиваля стал концерт Симфонического оркестра Карельской филармонии, приуроченный к 150-летию прославленного русского композитора Сергея Рахманинова. В первом отделении музыканты под руководством дирижера Анатолия Рыбалко сыграли Посвящение Рахманинову и фортепианный концерт Рапсодия на тему Паганини. Вторая часть концерта была отведена под оперу — «Цыганскую песню» из «Кармен», арию Фигаро из «Севильского цирюльника», «Дуэт Изабеллы и Таддео» из «Итальянки в Алжире» и другие композиции исполнили артисты Мариинского театра Екатерина Сергеева и Виктор Коротич.

«Опен эйр — это всегда большое неудобство для артиста, в любом случае, какая бы ни была погода. Но мы знаем, во имя чего мы терпим эти неудобства, и выступаем всегда с большим удовольствием», — подчеркнул Анатолий Рыбалко.

Особая аура

На фестиваль в этом году съехалось несколько тысяч человек. Кто-то предпочел посетить все события программы, а кто-то заглядывал лишь на отдельные номера.

Полина Ильина. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Мы уже второй раз приезжаем на Ruskeala Symphony. Очень нравится — все красиво и серьезно организовано. В прошлом году мы приезжали только на первый день программы, а в этом решили на второй. Впечатления такие же классные, как и в прошлом году. Больше всего понравился концерт «Виртуозов Москвы»» — здорово, что к нам привозят таких артистов», — поделилась Полина Ильина из Петрозаводска.

Андрей Трифонов. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Сегодня приятные впечатления и от парка, и от фестиваля — люди рады, невзирая на непогоду. Я являюсь участником любительского хора Карельской филармонии, и мы сегодня сюда прибыли всем коллективом, но не как артисты, а как зрители. Замечательно выступили «Виртуозы Москвы», порадовали белорусы и джазовый концерт. Спасибо организаторам, надеюсь, что фестиваль станет традиционным и будет продолжаться с новыми участниками и большим количеством зрителей», — пожелал Андрей Трифонов.

Привлекает Ruskeala Symphony, конечно, не только жителей республики, но и гостей из других регионов. Так, Светлана Потанина из Санкт-Петербурга приехала в горный парк послушать музыку в первый раз.

Наталья Семакова и Светлана Потанина. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Сама эта обстановка — очень вдохновляющая, поэтичная. Нам удалось полноценно послушать «Виртуозы Москвы» — очень понравилось. Раньше мы уже бывали на их концертах», — рассказала она.

А Наталья Семакова визит в Карелию планировала с самого Урала.

«Такие мероприятия опен эйр отличаются особой атмосферой, когда творческое пространство соединяется с природой, — отметила она. — Это всегда создает особую ауру, когда ты можешь не находиться на концертной площадке, а быть где-то поблизости, но все равно слышать и слушать музыку. Я лично очень люблю такие мероприятия, и это был наш план — специально приехать сюда из Челябинска».

Юлия Шевченко и Сергей Румп тоже прибыли на Ruskeala Symphony из столицы на Неве. Молодые люди посетили оба фестивальных дня, но особенно им запал в душу квартет «Четыре четверти», который выступал в самом начале.

Сергей Румп и Юлия Шевченко. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Приехать сюда было моей инициативой, поэтому я радуюсь, несмотря на непогоду. В целом все очень хорошо, здорово и приятно. Больше всего запомнились русские народные инструменты на входе, на которых мы с трудом успели, и которые оправдали и даже превзошли все ожидания. Хотелось бы услышать больше оперных арий», — поделилась Юлия.

Для петрозаводчанки Софьи Осиповой побывать на Ruskeala Symphony было мечтой, и в этом году она смогла ее осуществить.

Софья Осипова. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Несмотря на дождь, мне понравилось все — побывала на Итальянском карьере, в Мраморном каньоне. Музыка, конечно, полный восторг. Мы с дочерью младшей ходим в филармонию, старшая у меня тоже любит творческие мероприятия. Но сегодня без них — вырвалась прямо, на отдых для себя. Но в следующий раз детей обязательно возьму», — рассказала женщина.