Передавая вечное: как пишут иконы в одной из первых мастерских Карелии

Как сохранять авторский почерк, не отходя от строгого канона? Чем изображение святого отличается от обычной картины? "Республика" рассказывает историю студии на чердаке старинного дома, в которой родились образы, украшающие храмы по всей стране и зарубежью.

Первый православный приход открылся в Кондопоге в 1990 году. До этого культовых сооружений в городе не было никогда. Сгоревшая в 2018-м Успенская церковь находилась за его пределами. Под закат советской власти местным верующим выделили здание бывшей насосной станции. Технические помещения приспособили для службы, епархия прислала священника.

Церковь Сретения Господня в Кондопоге. Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

Храму также необходим приходской дом для воскресной школы, библиотеки и трапезной. Верующим удалось получить здание бывшей конторы леспромхоза, которое возвели еще во времена строительства Кондопожской ГЭС (середина 1920-х). Тогда здание было в аварийном состоянии, его собирались сносить, однако прихожане восстановили свой новый дом и начали в нем обживаться.

Приходской дом в Кондопоге. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

С тех пор прошло больше 30 лет. В 2009-м на берегу Онежского озера возвели второй храм — Рождества Пресвятой Богородицы, а на чердаке приходского дома обустроили иконописную мастерскую: приподняли стены, сделали окна. За это время местные художницы расписали порядка 20 иконостасов для храмов по всей Карелии и за ее пределами. Кроме этого, они создали множество икон для церквей и часовен, в том числе и зарубежных: в Финляндии, Франции, Великобритании.

Галерея работ мастерской. Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

Служение церкви

Руководитель мастерской Юлия Большакова приехала в Кондопогу из Санкт-Петербурга, где окончила Мухинское училище (ныне известное под дореволюционным названием — Академия имени Штиглица). В Северной столице художница впервые занялась иконописью по рекомендации священника местной церкви.

«Это просто служение церкви. Всякий активный верующий человек ищет, куда приложить свои возможности, с чем бы послужить церкви. Кто-то поет, кто-то читает, что-то еще делает. А поскольку я художник, то я обратилась к своему духовному отцу: «Чем бы я могла помогать?» Иконы тогда страшно нужны были, потому что открывались храмы во множестве городов — и нигде ничего не было, храмы были разорены. Работы было тогда огромное количество. Учились у живых иконописцев, которые каким-то образом сохранили традицию. В 1990 году, когда мы тут это начали, иконописных мастерских не было вообще не только в Кондопоге и в Карелии, но и в России», — вспоминает Юлия.

Юлия Большакова. Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

При этом руководителем мастерской художница себя не считает. Помимо нее, на чердаке приходского дома работают Ирина Соболева и Александр Лукин. Первая по образованию архитектор, спроектировала ряд храмов в Кондопожском и других районах Карелии. Александр занимается реставрацией икон, которой начал обучаться здесь, в мастерской.

«Ну, можно сказать, я руководитель мастерской. Но кого я руководитель? Матушки Ирины? Или она мой руководитель? Не знаю. Но это сейчас, было же время, когда мы только собирались, у нас тут и ученики были, и работа была, ну ее и сейчас много. Официально у меня никаких нет должностей. Я вообще пенсионер глубокий,  — смеется художница. —  Реставрационной работой у нас занимается молодой человек совершенно самостоятельно. Пришел к нам на экскурсию, потом принес икону реставрировать. А вот матушка Ирина говорит: «Так давай сам реставрируй. Я тебе помогу». Вот так он и реставрирует с тех пор. Он очень много общался с настоящими реставраторами, они его много чему научили».

Ирина Соболева. Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

В 2014 году бывший глава республики Александр Худилайнен наградил Юлию Большакову за большой вклад в возрождение и развитие искусства иконописи в Карелии. Артур Парфенчиков также посещал мастерскую во время одного из рабочих визитов в Кондопожский район.

Артур Парфенчиков и ребенок из приходской школы. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Святые образы

Икона пишется в соответствии с традицией. Заказчик (настоятель храма или частное лицо) может решить, будет ли будущее произведение в строгом византийском стиле или написано в ином характере, однако расхождения с каноном не допускаются в любом случае.

«Писать икону нужно только в традиции, в каноне церковном, иначе это не икона будет, а картинка. Случается, что говорят, что хотят икону, но им нужна картина. Она передает приходящий момент: воздух, ветер, игра красок, объёмы, плоть, всё такое… Бывает, случается, что иконописец хочет написать такое, и пишет даже, а потом народ Божий приходит в храм и говорит: «А мы не можем молиться в этом храме». Такие случаи знаем, — объясняет Юлия. — Не может иконописец сказать: нет, я хочу написать вот это. Хотя такое случается, но это значит уже конфликт. Не место никаким конфликтам. Всё должно быть спокойно согласованно. Мирно».

Художницы работают исключительно в православном каноне, используя традиционные материалы и техники. Подробнее о технических аспектах создания иконы и истории церковной живописи в республике можно узнать в материале «Северные письма» спецпроекта «100 символов Карелии».

Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

При этом строгий канон, по мнению руководительницы мастерской, не давит на иконописца своими тесными рамками, ведь он не мешал создавать известные шедевры ни Рублеву, ни Дионисию, ни Мазаччо: «Это можно примерно так проиллюстрировать, что вот человек созданный, вот он тоже создан как бы каноном: две руки, две ноги, два глаза, один нос, позвоночник, но это не сдерживает творца в том, что все люди, какие только есть на земле, каждый представляет собой индивидуальность и не похож ни на кого другого. То есть это некий такой организующий момент, но не сдерживающий».

Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

Каким-то образом выразить себя у иконописца задачи нет, объясняет Юлия, однако узнаваемый почерк, тем не менее, остается. Например, это проявляется в подготовке к работе: художник, вместе с заказчиком выбирает опорный материал для будущей иконы.

«Я беру образцы, какие существуют, какие я могу достать, какие мне нравятся — тут, конечно, я себя проявляю как иконописца. Какие нравятся заказчику, тоже это важно. Уже на основе этих материалов я пишу. Конечно, это мое произведение. Люди, которые знакомы с нашим творчеством, говорят, что это писала я или кто-то другой. Без этого не бывает.

Даже если я стараюсь максимально близко к образцу скопировать, я всё равно, конечно, как-то себя проявлю. Какой-то свой почерк. Работа проходит через иконописца, его манеру в себе несет. Но это не моя задача как-то себя проявить. Этого и не должно быть, потому что иконописец не должен стоять между молящимся человеком и объектом его молитвы, если он как-то себя проявляет активно, то это будет преграда. Человек будет смотреть на иконописца, а он должен смотреть… Чем важнее образ и глубже, тем он больше, его надо символом изображать. Не заврешься. Три ангела — это символ. Символ Троицы. Даже можно три звездочки поставить, это тоже символ Троицы, а простенько».

Некоторые иконы, восстановленные в мастерской. Образ Николая Чудотворца (справа) обнаружили, когда разбирали старую баню. Доска с изображением святого использовалась в качестве ставни. Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

За годы работы мастерская заработала себе широкую известность и репутацию, поэтому лишний раз художницы продвижением не занимаются — работы и так достаточно. Весь чердак заставлен иконами на разных этапах готовности, черновиками и образцами. Уголок реставрации также заполнен произведениями православного искусства нескольких эпох. «Мы не рекламируем себя. Мы просто делаем то, что надо. А лишней работы не ищем, потому что нас ее много», — поясняет Юлия.

Список иконостасов, расписанных в мастерской:

1) Храм во имя Сретения Господня в г. Кондопоге, 1997 г.
2) Храм во имя Вознесения Господня в г. Питкяранте, 2004 г.
3) Храм во имя святого преподобного Дмитрия Прилуцкого в г. Оленегорске. 2002-2005 г.
4) Часовня во имя св. Петра и Павла в Петрозаводске, 2005 г.
5) Храм во имя св. Николая в дер. Улитина Новинка, 2006 г.
6) Храм во имя иконы Божией Матери «Иверская» в епархиальном управлении в г. Петрозаводска, 2004 г.
7) Храм во имя св. Анастасии Узорешительницы в г. Санкт-Петербург, 2003-2006 г.г. (местный ряд)
8) Храм во имя св. великомученика Пантелеимона в пос. Гирвас, 2006-2007 г.г.
9) Часовня во имя св. мученицы Параскевы Пятницы в дер. Кулмукса, 2007 г.
10) Храм во имя Рождества Богородицы в г. Кондопоге, 2008-2011 гг.
11) Домовой храм в ПНИ для детей в г. Санкт-Петербурге, 2011 г.
12) Храм во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» в г. Пудоже, 2014 г. (местный ряд, деисусный ряд).
13) Часовня во имя св. Николая в г. Красноярске, 2015 г.
14) Храм во имя святых Петра и Павла в дер. Уница (2017- работа еще идет).
15) Часовня во имя Успения Божией Матери в Комарово («небо» и отдельные иконы), 2017 г.
16) Часовня во имя Софии-Премудрости Божией в Комарово, 2016г.
17) Храм во имя св. преподобного Александра Свирского в пос. Березовка, 2017-2020 гг. (иконостас и «небо»)
18) Храм во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в дачном поселке Падозеро, 2020 г.
19) Храм во имя св. Николая в пос. Пяозерский (2021 г. – работа еще идет).
20) Храм во имя св. Георгия Победоносца в гор. Лахденпохье (2022г. — работа еще идет).

Примеры работ мастерской при храме Рождества Пресвятой Богородицы