Первый православный приход открылся в Кондопоге в 1990 году. До этого культовых сооружений в городе не было никогда. Сгоревшая в 2018-м Успенская церковь находилась за его пределами. Под закат советской власти местным верующим выделили здание бывшей насосной станции. Технические помещения приспособили для службы, епархия прислала священника.
Храму также необходим приходской дом для воскресной школы, библиотеки и трапезной. Верующим удалось получить здание бывшей конторы леспромхоза, которое возвели еще во времена строительства Кондопожской ГЭС (середина 1920-х). Тогда здание было в аварийном состоянии, его собирались сносить, однако прихожане восстановили свой новый дом и начали в нем обживаться.
С тех пор прошло больше 30 лет. В 2009-м на берегу Онежского озера возвели второй храм — Рождества Пресвятой Богородицы, а на чердаке приходского дома обустроили иконописную мастерскую: приподняли стены, сделали окна. За это время местные художницы расписали порядка 20 иконостасов для храмов по всей Карелии и за ее пределами. Кроме этого, они создали множество икон для церквей и часовен, в том числе и зарубежных: в Финляндии, Франции, Великобритании.
Служение церкви
Руководитель мастерской Юлия Большакова приехала в Кондопогу из Санкт-Петербурга, где окончила Мухинское училище (ныне известное под дореволюционным названием — Академия имени Штиглица). В Северной столице художница впервые занялась иконописью по рекомендации священника местной церкви.
«Это просто служение церкви. Всякий активный верующий человек ищет, куда приложить свои возможности, с чем бы послужить церкви. Кто-то поет, кто-то читает, что-то еще делает. А поскольку я художник, то я обратилась к своему духовному отцу: «Чем бы я могла помогать?» Иконы тогда страшно нужны были, потому что открывались храмы во множестве городов — и нигде ничего не было, храмы были разорены. Работы было тогда огромное количество. Учились у живых иконописцев, которые каким-то образом сохранили традицию. В 1990 году, когда мы тут это начали, иконописных мастерских не было вообще не только в Кондопоге и в Карелии, но и в России», — вспоминает Юлия.
При этом руководителем мастерской художница себя не считает. Помимо нее, на чердаке приходского дома работают Ирина Соболева и Александр Лукин. Первая по образованию архитектор, спроектировала ряд храмов в Кондопожском и других районах Карелии. Александр занимается реставрацией икон, которой начал обучаться здесь, в мастерской.
«Ну, можно сказать, я руководитель мастерской. Но кого я руководитель? Матушки Ирины? Или она мой руководитель? Не знаю. Но это сейчас, было же время, когда мы только собирались, у нас тут и ученики были, и работа была, ну ее и сейчас много. Официально у меня никаких нет должностей. Я вообще пенсионер глубокий, — смеется художница. — Реставрационной работой у нас занимается молодой человек совершенно самостоятельно. Пришел к нам на экскурсию, потом принес икону реставрировать. А вот матушка Ирина говорит: «Так давай сам реставрируй. Я тебе помогу». Вот так он и реставрирует с тех пор. Он очень много общался с настоящими реставраторами, они его много чему научили».
В 2014 году бывший глава республики Александр Худилайнен наградил Юлию Большакову за большой вклад в возрождение и развитие искусства иконописи в Карелии. Артур Парфенчиков также посещал мастерскую во время одного из рабочих визитов в Кондопожский район.
Святые образы
Икона пишется в соответствии с традицией. Заказчик (настоятель храма или частное лицо) может решить, будет ли будущее произведение в строгом византийском стиле или написано в ином характере, однако расхождения с каноном не допускаются в любом случае.
«Писать икону нужно только в традиции, в каноне церковном, иначе это не икона будет, а картинка. Случается, что говорят, что хотят икону, но им нужна картина. Она передает приходящий момент: воздух, ветер, игра красок, объёмы, плоть, всё такое… Бывает, случается, что иконописец хочет написать такое, и пишет даже, а потом народ Божий приходит в храм и говорит: «А мы не можем молиться в этом храме». Такие случаи знаем, — объясняет Юлия. — Не может иконописец сказать: нет, я хочу написать вот это. Хотя такое случается, но это значит уже конфликт. Не место никаким конфликтам. Всё должно быть спокойно согласованно. Мирно».
Художницы работают исключительно в православном каноне, используя традиционные материалы и техники. Подробнее о технических аспектах создания иконы и истории церковной живописи в республике можно узнать в материале «Северные письма» спецпроекта «100 символов Карелии».
При этом строгий канон, по мнению руководительницы мастерской, не давит на иконописца своими тесными рамками, ведь он не мешал создавать известные шедевры ни Рублеву, ни Дионисию, ни Мазаччо: «Это можно примерно так проиллюстрировать, что вот человек созданный, вот он тоже создан как бы каноном: две руки, две ноги, два глаза, один нос, позвоночник, но это не сдерживает творца в том, что все люди, какие только есть на земле, каждый представляет собой индивидуальность и не похож ни на кого другого. То есть это некий такой организующий момент, но не сдерживающий».
Каким-то образом выразить себя у иконописца задачи нет, объясняет Юлия, однако узнаваемый почерк, тем не менее, остается. Например, это проявляется в подготовке к работе: художник, вместе с заказчиком выбирает опорный материал для будущей иконы.
«Я беру образцы, какие существуют, какие я могу достать, какие мне нравятся — тут, конечно, я себя проявляю как иконописца. Какие нравятся заказчику, тоже это важно. Уже на основе этих материалов я пишу. Конечно, это мое произведение. Люди, которые знакомы с нашим творчеством, говорят, что это писала я или кто-то другой. Без этого не бывает.
Даже если я стараюсь максимально близко к образцу скопировать, я всё равно, конечно, как-то себя проявлю. Какой-то свой почерк. Работа проходит через иконописца, его манеру в себе несет. Но это не моя задача как-то себя проявить. Этого и не должно быть, потому что иконописец не должен стоять между молящимся человеком и объектом его молитвы, если он как-то себя проявляет активно, то это будет преграда. Человек будет смотреть на иконописца, а он должен смотреть… Чем важнее образ и глубже, тем он больше, его надо символом изображать. Не заврешься. Три ангела — это символ. Символ Троицы. Даже можно три звездочки поставить, это тоже символ Троицы, а простенько».
За годы работы мастерская заработала себе широкую известность и репутацию, поэтому лишний раз художницы продвижением не занимаются — работы и так достаточно. Весь чердак заставлен иконами на разных этапах готовности, черновиками и образцами. Уголок реставрации также заполнен произведениями православного искусства нескольких эпох. «Мы не рекламируем себя. Мы просто делаем то, что надо. А лишней работы не ищем, потому что нас ее много», — поясняет Юлия.
Список иконостасов, расписанных в мастерской:
1) Храм во имя Сретения Господня в г. Кондопоге, 1997 г.
2) Храм во имя Вознесения Господня в г. Питкяранте, 2004 г.
3) Храм во имя святого преподобного Дмитрия Прилуцкого в г. Оленегорске. 2002-2005 г.
4) Часовня во имя св. Петра и Павла в Петрозаводске, 2005 г.
5) Храм во имя св. Николая в дер. Улитина Новинка, 2006 г.
6) Храм во имя иконы Божией Матери «Иверская» в епархиальном управлении в г. Петрозаводска, 2004 г.
7) Храм во имя св. Анастасии Узорешительницы в г. Санкт-Петербург, 2003-2006 г.г. (местный ряд)
8) Храм во имя св. великомученика Пантелеимона в пос. Гирвас, 2006-2007 г.г.
9) Часовня во имя св. мученицы Параскевы Пятницы в дер. Кулмукса, 2007 г.
10) Храм во имя Рождества Богородицы в г. Кондопоге, 2008-2011 гг.
11) Домовой храм в ПНИ для детей в г. Санкт-Петербурге, 2011 г.
12) Храм во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» в г. Пудоже, 2014 г. (местный ряд, деисусный ряд).
13) Часовня во имя св. Николая в г. Красноярске, 2015 г.
14) Храм во имя святых Петра и Павла в дер. Уница (2017- работа еще идет).
15) Часовня во имя Успения Божией Матери в Комарово («небо» и отдельные иконы), 2017 г.
16) Часовня во имя Софии-Премудрости Божией в Комарово, 2016г.
17) Храм во имя св. преподобного Александра Свирского в пос. Березовка, 2017-2020 гг. (иконостас и «небо»)
18) Храм во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в дачном поселке Падозеро, 2020 г.
19) Храм во имя св. Николая в пос. Пяозерский (2021 г. – работа еще идет).
20) Храм во имя св. Георгия Победоносца в гор. Лахденпохье (2022г. — работа еще идет).