Огни Петрозаводска: как искусственный свет может изменить облик города

Проходя каждый день по одним и тем же улицам, люди перестают замечать красоту привычных мест. Вновь вернуть к ним внимание помогает правильный свет. О том, как уличное освещение преображает знакомые локации, "Республика" поговорила со светодизайнером и организатором фестиваля световых инсталляций в Петрозаводске Кирой Федотовой.

Фото: "Республика" / Оксана Кудряшова

С 22 по 24 сентября в столице Карелии проходил фестиваль Light Code. Его идейным вдохновителем и директором стала инженер-светотехник и преподаватель курсов по светодизайну в московской Высшей школе экономики Кира Федотова. В Петрозаводске она с командой устроила тематические лекции, мастер-классы, а также экскурсию по световым инсталляциям.

Взгляд со стороны

По словам Киры, мысль о таком фестивале появилась у нее еще лет десять назад.

Фото с личной страницы Киры Федотовой в соцсети «ВК»

«Я вдохновилась поездкой в Швецию в маленький город Алингсос, где проходило подобного рода мероприятие. В течение недели мы создавали арт-объекты под руководством кураторов с ограниченным набором инструментов по определенной теме. А затем на протяжении месяца туда приезжали люди с разных стран на световые экскурсии по этим инсталляциям и жили там какое-то время. Так этот город с населением меньше 50 тысяч человек стал самым светящимся городом Швеции. Я поняла, что в России такую историю тоже здорово было сделать, особенно в северных регионах, где света не хватает, особенно зимой», — рассказала она.

Петрозаводск стал первой площадкой фестиваля. Выбор пал на него благодаря знакомству с Лианой Вагузенковой — одной из основательниц продюсерского центра Create PTZ. Просматривая ее ленту в соцсети, Кира увидела, как активно кипит жизнь в карельской столице, и предложила провести мероприятие здесь. В качестве первой пробы Кира и слушатели ее курса сделали пять инсталляций и затем установили их на берегу Онежского озера в Былинном сквере. Конструкции вызвали интерес у жителей соседних домов.

«В светодизайне очень важно не только создать арт-объект или подсветку, но и сделать это деликатно, — пояснила дизайнер, — С одной стороны, привлекаешь внимание, а с другой — никому не мешаешь и не тревожишь. Я считаю, что это очень важный пункт в освещении — не только создать что-то красивое и привлекательное, но и учесть особенности среды, в которой располагаются инсталляции».

После положительной реакции горожан масштаб мероприятия решили увеличить, и так появился световой фестиваль Light Code. Название объединяет в себе два понятия — светодизайн и культурный код города. В данном случае свет использовался как инструмент для раскрытия особенностей Петрозаводска и Карелии, который позволил местным жителям посмотреть на привычные места по-новому, увидеть их уникальность. Это взгляд на город от людей, которые не живут в нем и подмечают то, что для горожан уже «замылилось».

Событие стало частью другого городского фестиваля «Дело на заводе», который объединил творческих людей из Карелии и других регионов страны на территории бывшего Онежского тракторного завода. Организаторами выступили сразу несколько творческих сообществ. Фестиваль проводился при поддержке Центра «Мой Бизнес», администрации Петрозаводска, благотворительного фонда Владимира Потанина, Фонда президентских грантов и Фонда грантов главы республики.

«У нас есть идея масштабировать этот фестиваль, провести его в других городах и создать так называемое световое кольцо России — сделать «вспышки» в разных городах и даже, возможно, передавать эстафетную палочку», — добавила Кира.

Город под фонарями

С помощью правильного освещения вечерний город можно сделать не просто комфортным и безопасным, но и показать его с разных сторон. При недостаточной подсветке архитектура утонет в темноте, а при слишком сильной, напротив, будет словно выжжена. Необходимо соблюдать соразмерность, чтобы выстроить гармоничное городское освещение. При проектировании нужно рассматривать карту местности и фиксировать основные и второстепенные улицы для зонирования города. После этого создается уже световая карта, на которой «жилы», то есть основные дороги, выделяются ярче, а второстепенные переулки делаются более приглушенным.

«Таким образом, мы человека тоже физиологически, инстинктивно направляем. Теплый свет — значит, там место, где можно передохнуть и провести время с друзьями, свет холодный — это, наверное, бизнес-центр, какой-то коммерческий объект, где люди работают», — пояснила Кира.

Как отметила Кира, в любом освещении можно выделить пять слоев. Это функциональный слой, отвечающий за безопасность и комфорт, атмосферный, задающий настроение и эмоции, акцентный, выделяющий детали в монотонном пространстве, архитектурный, подпитывающий облики зданий, и физиологический, неуправляемый головой. Они применимы в любых проектах, будь то отдельный интерьер или целый город. Грамотное использование света помогает сложить целую историю. Например, на набережной Петрозаводска можно составить «рассказ» о городах-побратимах, подсветив установленные памятники.

«С помощью света, подчеркивая тот или иной элемент скульптуры, мы обращаем внимание человека на него. Он задумается — почему именно так выполнена скульптура, почему здесь эта деталь. Условно, свет порождает интеллектуальный процесс в голове и желание что-то почитать, изучить. На набережной Онежского озера большое количество скульптур — все они разные и расположены определенным образом. Около каждой хочется постоять и рассмотреть ее. Но вечером это невозможно сделать, потому что они либо в темноте, либо на них падает парковое освещение, которое просто заливает их светом. Мы видим скульптуру, она интересна, необычной формы, но не порождает какой-то «нюансности». А если поработать над вопросом взаимодействия света и материала, увеличить какой-то элемент с помощью тени, тогда получится более интересная история. Мне кажется, было бы здорово сделать какой-то световой маршрут вдоль набережной и объединить скульптуры единой мыслью», — отметила светодизайнер.

При этом подсветка может быть и динамичной, и цветной, и сезонной. Зимой светильники, встроенные в землю, можно не включать, а летом задействовать, создавая отдельный образ для теплой погоды. Такой подход может понравится не только тем, кто видит скульптуры впервые, но и местным жителям, бывающим на набережной регулярно.

Световой маршрут

Самой яркой частью фестиваля Light Code были световые инсталляции. Арт-объекты, рассказывающие о природе Карелии, расставили по парку Ямка вдоль реки Лососинка, а на территории бывшего ОТЗ разместили композиции о промышленной истории Петрозаводска.

 

Так, инсталляция Light Mosquito подсвечивала неотъемлемый атрибут карельского лета — комара, скульптура которого находится на первой площадке ОТЗ. Карельским рекам, озерам и рыболовству посвятили арт-объекты «Порт 5 морей» и «Улов». А композиция «Северное сияние», притаившаяся в парке, иллюстрировала красочное оптическое явление.

Конструкция «Сердце Петрозаводска» напоминала о связи города и завода, а арт-объект «Жители Петрозаводска» отображал индивидуальность каждого горожанина. В световой маршрут вошла инсталляция «Крыло», принадлежащая предприятию «Петрозаводскмаш». Она ознаменовала полет фантазии и творческой мысли. Рядом расположились палатки, где желающие могли поучаствовать в мастер-классе по сварке. У здания бывшей подстанции ремонтного цеха установили «Треугольник повседневности». Его задумка в том, что рутинные задачи вроде чистки зубов или поездки на работу, тоже могут приносить радость.

Завершалась экскурсия в помещении подстанции, где гости сначала попадали в прошлое с детскими игрушками и затем выходили в дверь будущего, оставив воспоминания на письменной доске.

«Инсталляции создавали студенты школы дизайна ВШЭ в рамках курса. Мы готовили их год, начав с анализа и визуальных исследований города, его истории и особенностей. <…> Нам было важно, чтобы этот фестиваль был полностью принят местными жителями. Хотелось сделать его в сотрудничестве с предприятиями, жителями и творческими кластерами. Таким образом, мы вышли на предприятие «Петрозаводскмаш» — оказалось, у них было крыло, которое они сварили еще пару лет назад и не знали, как его презентовать и подсветить. И они попросили свой арт-объект включить в экскурсию. От этого мы ни в коем случае не могли отказаться», — поделилась Кира.

В композициях, помимо светового оборудования, задействовали декоративную сталь, сетку рабицу и дихроичную пленку. Эти материалы при разной погоде создавали игру со светом — бликовали и переливались разными цветами в темноте.

«Маршрут основан на физических свойствах света, то есть взаимодействию света и материала, — резюмировала директор Light Code. — Мы смотрим на свет, который у нас постоянно в комнате или на улице, с художественной стороны и ищем материалы, которые очень неожиданно проявляются на свету».