Небеса Преображенки: в главном храме острова Кижи впервые после реставрации открылась выставка

Церковь Преображения Господня, один из главных памятников деревянного зодчества в Карелии, 40 лет была закрыта для посетителей из-за ремонта. Восстановлением внутреннего интерьера храма, созданного на пожертвования местных жителей, занималось не одно поколение архитекторов и художников. О вкладе предков и современников в развитие и сохранение Преображенки рассказывает новая экспозиция "Город золотой".

Фото: "Республика" / Оксана Кудряшова

В минувшие выходные в трапезной Преображенской церкви на острове Кижи начала работу новая выставка «Город золотой». Экспозиция посвящена реставрации храма, в частности, сохранившемуся с XVIII столетия иконостасу и утраченным потолочным иконам — так называемым небесам.

Преображенский храм был построен в начале XVIII века на месте сгоревшей одноименной церкви. Он входит в архитектурный ансамбль Кижского погоста вместе с Покровской церковью, колокольней и деревянной оградой.

Для местных крестьян церковь была не только местом для молитвы и богослужений, но центром культурно-бытовой и общественной жизни. Прихожане собирались в трапезной для раскладки налогов и заслушивания государственных указов, а старосты деревень обсуждали здесь вопросы крестьянской общины. Через храм фактически проходила вся жизнь местных обитателей — здесь они крестились, венчались, отмечали церковные праздники. Хоронили людей тоже поблизости.

Для возведения храма от лица мира выборный староста нанимал плотников, а крестьяне готовили под это дело место и материалы. После строительства они на свои деньги заказывали иконы, облачения священников и церковные книги. По внутреннему убранству храма судили о зажиточности прихожан. Крестьяне жертвовали, дарили и завещали храму не только денежные средства, но и разные предметы, например, серебряные сосуды или колокол. Свой вклад стремились внести как и бедные, так и богатые жители.

Новую экспозицию открыли министр культуры России Ольга Любимова, директор музея-заповедника «Кижи» Елена Богданова, настоятель Спасо-Кижского прихода отец Павел и ведущий научный сотрудник музея, один из авторов выставки Светлана Воробьева.

«Церковь Преображения и церковь Покрова вначале были центрами духовной жизни огромного административного округа — погоста, а затем нашей Кижской волости в составе 47 деревень. Удивительно, что крестьяне, уезжавшие в Петербург, становясь купцами первой гильдии, жертвовали на наш храм. Задача нашей выставки была в том, чтобы показать, что внутренний облик храма формировался на пожертвования людей. Кто-то мог принести маленькие 5 рублей, а кто-то — тысячу рублей ассигнаций. Вторая часть выставки — дань уважения реставраторам, наши мысли о том, как дальше мы будем восстанавливать интерьер храма», — отметила Светлана Воробьева.

Небеса Преображенской церкви оказались утрачены в годы Великой Отечественной войны. Гости выставки могут увидеть несколько экспонатов с потолочного комплекса — медальон «Новозаветная Троица» в натуральную величину (диаметром более 2,5 м) на лайтбоксе и замковое кольцо, по которому написана молитва «Отче Наш». Примечательно, что текст нанесен на удерживающую конструкцию в зеркальном отражении. По словам главного хранителя музейных предметов музея-заповедника «Кижи» Анастасии Дибровой, такого написания больше не встречается нигде и у исследователей пока нет объяснения этому явлению. Посетителям покажут тябла, которые удерживали потолочные иконы, и фризы — декоративные доски, закрывавшие стыки между небом и стенами сруба восьмерика.

Анастасия Диброва. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Сейчас ведется проект совместно со специалистами Академии художеств имени Ильи Репина по воссозданию небес. Иконостас — это первое доминирующее решение во внутреннем убранстве церкви, но огромная площадь над головой остается закрытой. Решение о том, чтобы воссоздать небо, носит не только декоративный смысл — у нас есть своя богословская тема», — рассказала Анастасия Диброва.

Иконостас в Преображенской церкви состоит из четырех рядов икон, которые рассказывают об взаимоотношениях бога и человека, — местного, праздничного, деисусного и пророческого. Праотеческий чин уже располагается на потолочной живописи. Вся это композиция сводится воедино к медальону с изображением Троицы.

Реставрацию небес проводят при финансовой поддержке «Газпрома». Сейчас главная задача — определение цветовой палитры потолочных икон. Сохранились черно-белые снимки потолочной живописи, сделанные в годы войны финским исследователем Ларсом Петтерссоном, а также его заметки о цветах на отдельных элементах, например, о лососево-красном оттенке мандорлы (вертикальный нимб овальной формы, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери — прим. авт.) центрального медальона и темно-сине-зеленом фоне самого неба. Чтобы определить колористику подкупольного пространства, специалисты Академии художеств изучили ярусы иконостаса, наиболее сопряженные с небом — пророческий и деисусный, а также иконы потолочной живописи храмов Кижского ожерелья.

«Мы пришли к феноменальному результату и обнаружили, что у нас есть схожесть почерка икон двух верхних чинов иконостаса и схожесть почерка в тех черно-белых фотографиях, которые у нас сохранились. Это дает представление о цвете и возможность его сопоставить с иконами иконостаса. Для этого специалисты Академии художеств сделали выкраски, составили примерную палитру цветовой гаммы всего потолочного комплекса икон», — пояснила Анастасия Диброва.

В следующем году реставраторы начнут роспись замкового кольца и тябел. На дальнейшем этапе всё небо будет написано в масштабе 1:5, и художники займутся росписью медальона и одного из 16 клиньев-икон.

 

«Для нас всех Преображенский храм — это особый город, где все золотое: и работа реставраторов, и сами предметы, и даже наш великолепный четырехъярусный иконостас имитирует золотое литье, и основной цвет икон тоже золотой. Поэтому «Город золотой» рассказывает о том, каким образом проходила реставрация храма, каким образом воссоздавался исторический интерьер. Все здесь нам напоминает о золотых руках наших реставраторов», — подчеркнула главный хранитель.

Экспозиция является частью творческого проекта музея «Чудо Преображения», который реализуется при поддержке Минкульта России по нацпроекту «Культура». Выставка будет работать 31 октября 2023 года.

Подробнее о реставрации Преображенской церкви читайте в нашем отдельном материале.