Наталья Денисова: «Пора проветрить национальные костюмы»

Что такое народный костюм Карелии? Рубаха, нижняя юбка, сарафан, передник. В мужском варианте – рубаха, штаны, жилет и шейный платок. Мы такое давно не носим. Но, возможно, скоро начнем – об этом «Республика» поговорила с мастером по традиционному костюму Натальей Денисовой.

Национальный музей, выставка «Восемь юбочек надену». Фото: Леонид Николаев

Традиционный костюм Карелии — это не только про музей. В представительском костюме министр культуры едет на форум в Москву. В сценическом пляшет финскую польку блондинка из «Кантеле». В форменном официантка «Карельской горницы» несет гостям горькую настойку «Третья песня».

В этих костюмах много цвета. И поэтому кажется, что к традиционной одежде Карелии они почти не имеют отношения (мы-то видели юбки и сарафаны на черно-белых фотографиях).

Хотите убедиться, что это не так? Отправляйтесь в Национальный музей Карелии на выставку «Восемь юбочек надену», здесь представлены тридцать из восьми десятков музейных юбок. И они совсем не серые.

 

Реплики выходных нарядов на открытии выставки представил клуб «Матура». Девушки шьют традиционные костюмы уже много лет, точно знают, как и с чем их правильно носить.

«Под сарафан, например, надо обязательно надевать юбку нижнюю (а лучше две). Иначе он как селедка висит, теряются пропорции, — говорит Наталья Денисова, один из руководителей клуба. — Мужской костюм обязательно подпоясывается, брюки по традиции заправляются в сапоги. Не надо надевать ботинки!»

Наталья Денисова, мастер по традиционному костюму. Фото: Леонид Николаев

«Совсем недавно у нас целый проект был на эту тему, назывался «Дворовый этикет», — продолжает Наталья. — Мы ездили в районы и рассказывали о том, как правильно надевать костюм, как его носить. Немного — как его адаптировать к сцене. Потому что сценический костюм и настоящий — это разные вещи. На сцене всё должно быть ярко, хорошо видно. На сцену нужен макияж, иначе лицо превращается в бледное пятно».

Проект Союза крельского народа «Дворовый этикет» год назад стал победителем Фонда президентских грантов. А придумала и осуществила его Ольга Хусу, сотрудник Центра народного творчества Карелии и участник фольклорно-этнографического ансамбля Karjala.

Центру народного творчества и культурных инициатив Республики Карелия в этом году исполняется 85 лет.

Здесь сохраняют фольклорное наследие и традиции, возрождают языки коренных народов Карелии. Проектная работа дает возможность помогать специалистам со всей республики, даже из самых далеких городов и деревень.

«Ольга Хусу подружилась с нами, с «Матурой», — продолжает Наталья Денисова, — походила ко мне на курсы, на занятия в музее, связанные с костюмом. И решила, что пора привести в порядок коллективы республики. Потому что одеты они иной раз совсем не в традиционные карельские костюмы. А ездят на фестивали и конкурсы, представляют регион в стране (и за границей)».

 

По проекту было сшито несколько костюмных комплексов: женский (северный и южный), детский (для девочки) и мужской. Работали несколько мастеров: Наталья Денисова, Екатерина Логвиненко (головные уборы), Полина Воробьева и Марина Гусева.

Сшили костюмы, подготовили пособие (изданное «Периодикой»), где пошагово рассказали, как правильно надевать костюм, мужской и женский. И сняли несколько видеороликов, где подробно рассказали о костюме, украшениях, верхней одежде — это всё есть в открытом доступе. Плюс команда проекта ездила по районам и рассказывала, как надевать костюм, из чего он состоит.

Наталья Денисова уже почти десять лет ведет курс «Традиционный костюм Карелии» (хотя увлекается и средневековым костюмом тоже). Студия «Вокруг КРОСНО», компания единомышленников и любителей традиционного костюма Карелии, сегодня работает на базе издательства «Периодика». Обучают традиционным ремеслам: это и золотное шитье, и традиционные украшения из бисера, и вышивка. И, конечно, костюм.

Каждый курс — восемь занятий по три часа. И это, конечно, только азы.

«В группе не более восьми участников, — рассказывает Наталья. — Но за это время у меня человек восемьдесят выпускников. Не каждый дошивает костюм до конца, не каждый потом носит его. Но представительский костюм нужен и ремесленнику, и человеку из сферы туризма.

А есть люди, которые в определенный момент своей жизни начинают искать свои корни. Хотят понять, кто они, искать родственников, предков. Им хочется и костюм иметь. Например, сходить на «Иллюзии старого города», потому что мы уже не мыслим без этого наш День города в Петрозаводске».

 

Праздник праздником, но традиционную одежду Наталья носит и в обычной жизни. На встречу пришла в карельской юбке и толстовке — говорит, тепло и удобно.

«Конечно, современная жизнь не предполагает всех этих слоев и длинных подолов. Потому что в машину не сесть, в автобус не забраться. Да и некогда! Но есть же ситуации, когда ты можешь себе это позволить, правильно? Пойти в традиционном костюме на открытие выставки, на концерт.

Да, это требует времени — всё подготовить, правильно надеть. Я, кстати, часто хожу прямо в костюме на разные мероприятия, не ношу его с собой. И прохожие либо этого не замечают, либо улыбаются. Некоторые дядьки подшофе даже пытаются проявлять какое-то внимание.

Конечно, массовой одеждой национальный костюм не станет. Но какие-то элементы — легко. Мы же носим кимоно, брюки-афгани, пончо? Потому что когда-то дизайнер обратил внимание на культуру Марокко, Мексики или Японии. А потом всё это быстро по миру разошлось».

 

«Почему-то сегодня, когда заходит речь о традиционном костюме в современной жизни, все сразу представляют себе косоворотки и кокошники, — удивляется Наталья Денисова. — А ведь дело в том, как это увидит дизайнер, художник. Какой образ возникнет в его голове. А потом мы и сами не заметим, как полосатые «чухонские» юбки и сапоги-пьексы станут привычными и любимыми.

Вот в Финляндии есть замечательный праздник — День проветривания национальных костюмов. Тоже мечтаю как-нибудь такой замутить у нас!»

Народный костюм Карелии. Фото: Леонид Николаев