«Мне странно, что его сейчас нет среди нас»

В Городском выставочном зале открылась выставка работ художника Аркадия Морозова «Личное дело». На вернисаж пришло столько людей, что все они не поместились в один зал. «Личное дело» оказалось делом, объединяющим художников и их моделей, друзей и родственников, детей и взрослых. Многим казалось, что Аркадий Иванович тоже присутствует на выставке: незримо, но убедительно.

Аркадий Морозов. Автопортрет. 2003 год. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Аркадий Морозов. Автопортрет. 2003 год. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

«Личное дело» – первая посмертная выставка художника. Её идею придумали Арсений Морозов, сын Аркадия Ивановича, и Мария Юфа, заведующая Городским выставочным залом и давний друг художника. Они решили представить часть большого творческого наследия Морозова через главный интерес его жизни – людей. По сути, все работы на выставке – это портреты разных людей и автопортреты художника. Личное – личина-лицо-лик. Рассматривать эти портреты очень интересно: помимо удивления, связанного с изобретательностью мастера, испытываешь радость от узнавания героя, совпадения представлений о нем.

Артист Валерий Чебурканов у своего портрета. Фото: архив ГВЗ

Артист Валерий Чебурканов у своего портрета. Фото: архив ГВЗ

По словам Марии Юфа, Аркадий Морозов всегда находился в поиске современного языка, особого взгляда, его отличали профессионализм, трудолюбие, мудрость и широчайшие знания в литературе, науке, психологии, истории культуры.

– Аркадий Морозов – особый человек в истории карельской культуры, художник необычайно широкого диапазона. Чтобы понимать его величину и роль, нужно немного знать его биографию, знать те трагические моменты, которые стали бы для любого другого непреодолимым препятствием. В самом раннем детстве маленький Аркаша лишился руки и глаза – взорвалась мина, оставленная войной. При этом трагедия совершенно не помешала ему стать большим художником, и он никогда не требовал к себе снисхождения, гандикапа, скидки. Он всегда был художником первого ряда, первой величины в карельском искусстве. Даже тогда, когда не очень-то его и признавали. Тем не менее, его творчество сегодня – это сотни работ, большое наследие. Он всегда чувствовал, что жизнь не так длинна, как хотелось бы, и старался до последнего успеть очень многое. Мне странно, что сейчас его нет среди нас, – говорит Мария Юфа.

Автопортрет. Триптих. 2010 год. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Автопортрет. Триптих. 2010 год. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Аркадий Морозов – это еще и его ученики. Он много лет преподавал в Международном славянском институте и вырастил целую плеяду молодых карельских художников. От лица учеников Аркадия Ивановича на вернисаже выступила художник Валерия Ваян.

– Аркадий Иванович был нашим любимым педагогом. Мы не замечали, что у него нет глаза или руки. Мы смотрели ему в рот. Он преподавал нам и рисунок, и графику, выдавал все секреты. Он много читал, и умел очень интересно рассказывать. Учил искать смысл во всем, что мы делаем, даже если речь шла о тренировочных рисунках.

Ученики Морозова – это не только студенты Международного славянского института, это и молодые художники, которые собирались в Графической мастерской или те, кто принимал участие в других проектах Аркадия Морозова.

– Совсем не каждый художник способен быть учителем. У Аркадия Морозова этот дар был. Благодаря ему была возрождена карельская тиражная графика, которая уходила в небытие в начале 1990-х годов. Сегодня уже выросли молодые графики, которые получили не просто навыки владения этой сложной техникой, но и умение размышлять, определять собственное представление об искусстве и роли художника, – считает Мария Юфа.

По ее словам, основным интересом жизни художника были люди. «Можно сухо сказать, что Морозов – портретист, но выставка не совсем об этом – здесь есть и работы, которые выходят за рамки темы, – комментирует искусствовед. – При этом особое место здесь занимают автопортреты Аркадия Морозова (таким образом он присутствует среди нас). Интересно посмотреть на них с хронологической точки зрения – от романтических вещей до трагического автопортрета 2012 года».

Искусствовед Екатерина Рычкова вспомнила, что одним из первых текстов о молодом художнике Аркадии Морозове была статья, которая называлась «Жадный».

– Жадность к жизни – важное качество для художника и человека. У художника Морозова была жажда открывать новые двери. Это было главным отличительным качеством его как педагога.

Небольшую речь на вернисаже сказал и мэр Петрозаводска Владимир Любарский, который обычно не выступает на открытии выставок. (Известно, что обычно он ходит на выставки в Городской выставочный зал инкогнито, по входному билету).

– Говорить об искусстве в силу каких-то обязанностей – неправильно и фальшиво. Но сегодня мне захотелось прийти на открытие. Я давно хожу в театр, и оказалось, что я был знаком с его работами через сценографию: он создавал декорации и костюмы к нескольким спектаклям театра «Творческая мастерская», например, к «Женитьбе» и «Гарниру для ноги с носом». С полной уверенностью могу сказать, что Аркадий Морозов сделал для Петрозаводска очень многое. Советую горожанам посмотреть экспозицию. Конечно, кому-то проще залезть в интернет и изучить всё там, но «сетевой слепок» работ точно не отразит всё то, что хотел сказать Аркадий Морозов. А сказал он очень многое, – поделился впечатлениями градоначальник.

Оказалось, что многие гости, пришедшие на открытие выставки, считают Аркадия Морозова своим любимым художником. По словам Людмилы Никифоровой, руководителя научно-методическим советом Музея изобразительных искусств Карелии, Аркадий Морозов – один из любимых авторов всего коллектива музея.

– В 2020 году мы делали персональную выставку его работ из фондов музея, мастерской художника. Это острые воспоминания. Аркадий Иванович ходил по залу и говорил: «Это моя последняя выставка. Это моя последняя выставка». Тогда мы постарались сделать так, чтобы экспозиция полностью соответствовала представлениям о ней самого художника. Сейчас у нас нет прямой возможности с ним поговорить, но мы можем вести диалог через его искусство, – сказала Людмила Никифорова.

Председатель Карельского регионального отделения Союза художников России Владимир Зорин назвал Аркадия Морозова возмутителем спокойствия.

– Он всегда мог спрашивать о неудобном. Искусство – это ведь такая вещь, за которой не спрячешься. Для него всегда были важны вопросы: что ты делаешь и зачем? Эти вопросы он задавал и другим. Надо думать о том, что ты хочешь сказать. Сейчас у нас все тихо-спокойно, такого человека больше нет. Очень жаль, – считает Владимир Зорин.

По словам коллеги Аркадия Морозова по Графической мастерской, искусствоведа Артема Стародубцева, одним из главных качеств художника было любопытство.

– Обычно художник с годами становится крайне нелюбопытен, его мало интересует окружающая реальность и многослойность меняющейся субстанции. У Аркадия Ивановича это любопытство сохранилось до последних его часов. Мир ему был любопытен, любопытны реальность, искусство, их отношения. И главный объект любопытства – человек. Интерес к человеку (и через него к мирозданию) сопровождался у Аркадия Ивановича неизбежным интересом к психологии и мифологии. Фантазийные, придуманные, образы у него психологизированы, а конкретный человек – мифологизирован. Эти парадоксы всегда присутствовали в его творчестве, – считает Артем Стародубцев.

Выставка «Личное дело» будет открыта в ГВЗ до 12 февраля. Кроме того, Арсений Морозов пообещал, что в феврале пройдет презентация альбома Аркадия Морозова. Издание уже печатается в типографии.