«Это вам не скульптуры Аленушки и ее страшного мужа с лыжами!»

Кодовое слово - «Муха». В Городском выставочном зале открылась выставка «Альма-матер» (0+), составленная из работ выпускников Государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица.

Скульптуры Дмитрия Москина. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Скульптуры Дмитрия Москина. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Стеклянный-оловянный-деревянный. Эти грамматические исключения стали частью набора из разных техник, стилей, материалов и идей работ, представленных на новой выставке в Городском выставочном зале. Объединяет авторов их альма-матер — Государственная художественно-промышленная академия имени Штиглица, в прошлом — художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной. Все студенты и выпускники называют свою альма-матер «Мухой».

Куратор выставки художник Виктория Зорина решила собрать на выставке работы карельских выпускников «Мухи», а также пригласить дружественных им художников из других городов. Получилось объединение из 20 авторов-«мухинцев» из столицы Карелии, Петербурга, Великого Новгорода и Череповца.

Поскольку в Художественно-промышленной академии имени Штиглица учат рисунку, художественной обработке металлов, созданию предметов из керамики и стекла, дизайну костюма и мебели, монументальной скульптуре и другому, то и работы на выставке представлены самые разные.

Например, Татьяна Чарина — художник по росписи фарфора, скульптор Императорского фарфорового завода. Ее декоративные блюда — натюрморты с фруктами — соединяют яркий восточный колорит и живописные традиции художников прошлого века.

Работа Татьяны Чариной. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Работа Татьяны Чариной. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Художник, резчик по дереву и карикатурист Дмитрий Москин создал галерею объемных портретов-карикатур из дерева. Каждая скульптура подписана. Оказалось, что фамилии на маленьких деревянных постаментах не вымышленные.

— Идея создать трехмерные портреты-карикатуры возникла из моих предпочтений. С давнего времени я рисую карикатуры и делаю скульптуры из дерева, чаще всего связанные с народными игрушками. Жанр объемных карикатур придумал не я. На главной выставке в Габрово были трехмерные карикатуры. Но я собрал и систематизировал материал по художникам-карикатуристам второй половины ХХ века. Примерно половину из них я знал лично. Люди уходят, искусство карикатуры забывается. Сейчас оно в упадке. И я решил напомнить о современной карикатуре — не политической, а философской, связанной с жизнью людей, — и соединил карикатуристов и их лучшие работы, — рассказал «Республике» Дмитрий Москин.

Работу в сложной технике «Мох» представили здесь художники Алексей Лебедев и Надежда Белая. Им же принадлежит большое панно «Сучок» из стали и стекла. Виктория Зорина выставила несколько своих «домашних» работ — про людей и медведей, про север и лето. У Владимира Зорина — оптимистичные коллажи из цветной проволоки в стиле «знакизма».

Георгий Иванов дал на выставку несколько своих акварельных пейзажей. Художник Елена Логинова заставила задуматься над «Портретом друга». В городской пейзаж Владислава Булганина подселились трехмерные обитательницы мира, придуманного Галиной Булганиной. Художник-монументалист Андрей Демидов привез совсем не монументальных «танцующих эвридик», а монументальная скульптура Людвига Давидяна представлена в двух форматах. Здорово, что здесь выставлено также несколько работ Александра Харитонова, одного из самых интересных художников Карелии.

Между тем, по словам заведующей Городским выставочным залом Марии Юфа, новая выставка — это не просто повод познакомиться с замечательными мастерами, но и подумать о роли личности в истории. Память о бароне Штиглице, тратившем большие деньги на благотворительность и на развитие искусства, отчасти сохраняется и благодаря творческим объединениям выпускников его художественного детища.

О роли мецената в истории России сказал и художник Владимир Зорин.

— Центральное училище технического рисования было создано в 1876 году по указу Александра II на средства банкира и промышленника Александра Людвиговича Штиглица. Большое состояние досталось барону Штиглицу по наследству от отца. Барон не был мотом и не покупал себе золотых карет. Он даже в театр ходил по самым дешевым билетам. Но он много средств тратил на благотворительность: строил больницы, дома призрения. И содержал также школу рисования, — напомнил об основателе альма-матер Владимир Зорин.

Групповой портрет. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Групповой портрет. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

По словам художника, главное, что привили в «Мухе» всем ее студентам, — вкус и чувство прекрасного. Вряд ли, сказал Владимир Зорин, авторы скульптур «Аленушка» и такого же страшного ее «мужа» с лыжами учились в «Мухе».

Художник Павел Дейнека, уже 10 лет работающий в Эрмитаже, подтвердил, что все выпускники «Мухи» — люди образованные, и предложил ввести в обиход новую единицу — человеческое измерение.

— Если бы не Виктория Зорина, художники так и жили бы своими жизнями. Человеческое измерение двигает и хороший вкус, и стремление к развитию. Может, кто-то решит, что можно не только в ютубе учиться, но и в Академии. Оно двигает прийти в выставочный зал. Наверное, таких зрителей, которые шли в магазин комиксов, а зашли в выставочной зал, меньшинство, — сказал Павел Дейнека.

Выставка открыта до 17 декабря.