Это нужно «перетереть»: В Петрозаводске в третий раз пройдет фестиваль современной хореографии

С 19 по 23 июня в Музыкальном театре Карелии пройдет третий Международный фестиваль современной хореографии Nord Dance. В афише форума – одни из лучших спектаклей современного танцевального искусства из Петрозаводска, Москвы, Казани и Воронежа.

Знатоки и любители современной театральной хореографии, новички, сомневающиеся и просто любопытствующие зрители уже привыкли к тому, в Петрозаводске раз в два года происходит полное погружение в живую стихию движения, не связанного ограничениями и канонами. Как правило, даже обыватели в фестивальные дни в городе чувствуют что-то необычное: то в афише вместо привычной классики вдруг возникают названия, таящие вызовы, то на набережной вдруг возникает большой танцевальный перформанс. Хочешь послушать про современные идеи в танце? Приходи на лекцию. Хочешь посмотреть? Иди в театр. Можно даже самому попробовать освоить технику и уловить интонацию современной хореографии.

Спектакль «Форма ноль». Фото: «Республика»/Михаил Никитин

В этот раз программа Nord Dance предлагает зрителю сохранить свою роль смотрящего и расширить представление о феномене современной хореографии, погрузившись в контекст этого движения. Началом станет кинопоказ знаменитого спектакля «Ромео и Джульетта» театра «Балет Евгения Панфилова». Специально для фестивального показа в кинозале ТРЦ «Тетрис» будет открыт свободный вход для всех желающих увидеть легендарный спектакль на большом экране. Перед показом 19 июня выступит один из главных экспертов в области современного танца, член жюри национального фестиваля «Золотая маска», журналист и лектор Лейла Гучмазова.

В течение остальных четырех дней Nord Dance на большой и малой сценах Музыкального театра Карелии покажут шесть спектаклей. Один из них – «Форма ноль»  поставлен в Петрозаводске хореографом Павлом Глуховым. Остальные спектакли — гастрольные, прошедшие отбор экспертов и признанные одними из самых интересных работ не только в рамках фестиваля, но и в целом в контексте российской современной хореографии.
Разговариваем о фестивале и постановках, которые смогут увидеть карельские зрители, с Надеждой Громовой, заместителем директора по информации Музыкального театра Карелии.

Надежда Громова, заместитель директора Музыкального театра РК по информации. Фото: «Республика»/Михаил Никитин

— Судя по тому, что фестиваль Nord Dance будет проходить уже в третий раз, театр уверен в том, что в Петрозаводске уже есть подготовленные зрители? Современное искусство может ведь и шокировать тех, кто любит классический балет.

— Танцевальное искусство вообще нуждается в заинтересованном зрителе. Классический балет, к которому мы давно привыкли, возможно, тоже понятен не каждому человеку. Да, красивая картинка, артисты танцуют хорошо, звучит музыка… И классическое, и современное искусство чаще всего мы воспринимаем на уровне эмоций. У театра нет задачи объединить только тех, кто является специалистом в области современного танца. Создавать фестиваль для узкой аудитории было бы слишком рискованным делом. Мы ориентируемся на тех зрителей, которые не ставят себе барьеров в восприятии, которые доверяют себе, своей способности почувствовать идею и настроение постановки.

Спектакль «ДӨР». Фото предоставлено Музыкальным театром Карелии

— У нас такая публика?

— Музыкальный театр Карелии известен в том числе современной хореографией, постановками Кирилла Симонова. С 2009 года он ставит у нас современные балеты, которые хорошо знает российская фестивальная публика. После 2009 года театр открылся после реконструкции. Именно спектаклем Кирилла Симонова. Надо сказать, что поначалу зрители уходили с той же постановки «Ромео и Джульетты», не принимая эстетику, не понимая, зачем хореографу нужно браться за балетную партитуру, которая существует уже много лет, и что-то там переделывать. Теперь, когда этого балета уже несколько лет нет в репертуаре, зрители просят его восстановить. Больше десяти лет мы стабильно выпускаем современные балеты, приглашаем в Карелию коллективы и проводим фестиваль Nord Dance. За это время зрители, публика смогли принять и полюбить новую эстетику танцевальных постановок. Она им интересна, потому что очень эмоциональна.  Даже, возможно, более эмоциональна, чем классический балет, где важны выучка, канонический сюжет, красота на сцене.

Да, работа с телом в современном танце совершенно другая, иногда очень сложная. Когда мы проводили встречу с хореографом Ольгой Пона в прошлом году, зрители даже спрашивали ее, как артисты не ломаются, делая такой пластический рисунок. Даже чисто технически это очень интересно.

Первый фестиваль Nord Dance был международным. К нам приехали хореографы из Норвегии и из Финляндии, российские постановщики привезли очень интересные коллективы. Сначала публика отнеслась к затее настороженно, билеты покупали неохотно, но уже на последний спектакль «Гравитация», который привезла финская компания, было просто не попасть. Народ прочувствовал, что это очень свежая эстетика и интересное эмоциональное высказывание.

Спектакль «Сны междуречья». Фото предоставлено Музыкальным театром Карелии

— Часто зрители хотят понять сюжет происходящего, но не всегда это удается.

Специалисты по современному танцу постоянно говорят о том, что нужно перестать искать сюжет в спектаклях такой формы, нужно просто довериться своему чувственному восприятию. И ты можешь удивиться тому, что ты увидел и почувствовать себя комфортно в роли зрителя.

В прошлый раз на фестиваль приезжала, например, Валерия Каспарова со спектаклем «Черный сад». Там есть конкретная тема, связанная с трагедией в Нагорном Карабахе. Но там нет декораций, нет определенных сюжетных линий, танцовщики передают тебе настроение. Я видела, что многие в зале плакали, да и я сама остро реагировала на этот спектакль. «Черный сад» стал откликом на конкретное событие, и этот отклик оказался очень эмоциональным. У тебя все внутри переворачивается, а за счет чего это происходит, объяснить трудно.

Спектакль «Форма ноль». Фото: «Республика»/Михаил Никитин

— Постановка может быть даже актуальной?

— Вообще, современный танец считается  одним из самых актуальных видов искусства, потому что он очень быстро выражает какие-то современные, сегодняшние проблемы, мысли людей. Сегодня что-то случилось, а завтра ты уже можешь это танцевать.

— В этом году не будет параллельных показам образовательных программ?

— Нет, не будет. Это связано с финансовой стороной проекта – в этом году его не поддержали ни на федеральном, ни на региональном уровне, но мы все равно решили не прерывать традицию и проводим его своими силами.
Хочу сказать, что это не было так: вот мы объявили фестиваль, кто же к нам приедет? Нет, мы отбирали постановки. Фестиваль становится известным. Среда современных российских хореографов очень контактная. Они между собой общаются и знают, что в Петрозаводск можно поехать, что это хороший уровень, что это здесь будут и сцена, и прием, и в афише рядом с тобой достойные имена. К нам люди просятся на фестиваль. Отбор в этом году нам помогала делать театровед и балетный критик Анна Гордеева, она будет экспертом фестиваля. Это редактор журнала «ПТЖ» и специалист по балету и современному танцу. Она помогала в отборе афише, она написала про каждый спектакль, и мы этим воспользовались в буклете. И разбор спектаклей, и обсуждение мы будем делать вместе с ней и с Лейлой Гучмазовой, театральным критиком, специалистом по современному танцу и балету.

Спектакль «Вкл/Выкл». Фото предоставлено Музыкальным театром РК

— Можно ли коротко рассказать про афишу нынешнего фестиваля Nord Dance?

— Спектакль «ДӨР» из Казани сейчас у всех на слуху. Он был номинирован на «Золотую маску» в пяти номинациях. Здесь и виртуозная работа танцовщиков, и аутентичное тувинское горловое пение, и уникальные музыкальные инструменты. «Сны междуречья» — это спектакль известного Воронежского камерного театра. В прошлом году они привозили спектакль «Арр». В этом году на эту труппу Виктория Арчая, восходящая звезда современного танца, поставила «Сны междуречья», спектакль ассоциативный, больше всего похожий на путешествие в сон.

Московская танцевальная компания «Всем телом» покажет на фестивале спектакль «Тёрки». Молодые мужчина и женщина пытаются разобраться, что происходит между ними. Эти «разборки» полны точных психологических наблюдений и юмора. И «Тёрки», и «Сны междуречья» будут показаны на малой сцене. Посмотреть их сможет только 100 зрителей.

Спектакль «Форма ноль» Павла Глухова. Фото: «Республика»/Михаил Никитин

Откроет программу фестиваля 20 июня спектакль «Форма ноль», поставленный Павлом Глуховым в Музыкальном театре Карелии. Спектакль сложный, философский, очень красивый. Завершит программу Nord Dance выступление известного театра современного танца из Санкт-Петербурга «Каннон Данс». Они представят два своих спектакля –«Вкл/выкл» хореографа из Северной Македонии Иваны Балабановой и спектакль «Бар.око», который поставил венгр Лоран Захар.