Кони, топоры и пуп земли

Герб семьи или города не обязательно делать серьезным и пафосным. Иногда можно и похулиганить, считают создатели нового герба Петрозаводска Илья Емелин и Алексей Максимов. У главного символа столицы Карелии сегодня день рождения.

Сегодня у герба Петрозаводска день рождения: ровно два года назад его утвердили и внесли в геральдический регистр. Что интересно, предыдущий вариант главного символа города тоже официально родился 19 апреля, только в 1991 году.

Новый вариант герба создали историк Илья Емелин и художник Алексей Максимов. Они работают вместе уже лет десять – на заказ рисуют геральдические знаки для городов, поселков, конкретных людей и целых семей. Если вам интересно, почему компьютер на гербе изображать нельзя, а козу в тигровой шкуре можно, — это к ним.

Рыцари и правила

Карельским геральдистам не нравятся пафосные гербы: это, говорят, все равно, что в паспорте написать «хозяин Вселенной» — вызывает смех. Поэтому геральдика должна быть интересной, с долей иронии и юмора.

Придерживаться этого принципа, конечно, непросто: очень уж консервативная область.

Первые гербы возникли в Средневековье, в эпоху рыцарства. Они были нужны, чтобы как-то отличать друг от друга воинов, с ног до головы облаченных в доспехи. Кроме того, подавляющее большинство рыцарей были неграмотными, и нужны были какие-то личные атрибуты, чтобы, например, ставить печати на документах.

Вместе с первыми гербами сложились правила их составления. Личный герб состоял (и по сей день состоит) из щита с каким-либо изображением, шлема, нашлемника, намёта и девиза. Вокруг этой основы – десятки нюансов: нельзя использовать корону не по рангу (например, княжескую, если ты не князь), рисовать без повода щитодержателей, изображать шлемы на женских гербах. Есть и ограничения по цветовым решениям: в гербах используют всего два металла и пять цветов.

Казалось бы, какой тут полет фантазии? Но так даже интереснее, говорят геральдисты.

— Тут рамки и правда очень строгие, и для простых художников это, наверное, было бы тяжело, — поясняет Алексей. – Для геральдических – наоборот: очень интересно решать задачу и воплощать идею так, чтобы не нарушить правила.

Гербы, созданные Ильей Емелиным и Алексеем Максимовым. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин.

Гербы, созданные Ильей Емелиным и Алексеем Максимовым. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Личные гербы Алексей рисует в основном от руки, муниципальные - в специальной программе. Почему так сложилось, и сам не знает. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин.

Личные гербы Алексей рисует в основном от руки, муниципальные — в специальной программе. Почему так сложилось, и сам не знает. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Скандинавская белка и безголовый лодочник

Заказчики – люди очень разные, необязательно состоятельные или потомки знатных семейств. Кто-то увлекается геральдикой, кто-то хочет в гербе выразить семейные традиции и передать их детям. Есть люди, которые просто хотят личным гербом украсить чехол мобильника, повесить его над камином – или кухонной плитой, если камина нет.

— Заказчикам мы даем заполнить анкету и просим написать небольшое эссе, а потом говорим по душам: узнаем, что человек хочет, как себе представляет готовую работу, — рассказывает Илья.

— Спрашиваем обо всем: об истории семьи, образовании, профессии, месте рождения, даже о знаке зодиака – все может пригодиться, — уточняет Алексей.

В своей мастерской Алексей создает не только гербы, по професси он художник, занимается живописью и графикой. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин.

В своей мастерской Алексей создает не только гербы, по професси он художник, занимается живописью и графикой. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Из полученной информации выбирают главное – то, что лучше всего характеризует клиента. Как-то, например, рисовали герб для человека, который работает в сфере связи и интернета. Загвоздка была в том, что предметы современности на гербах изображать нельзя. Выход нашелся неожиданный.

— В скандинавской мифологии есть белка Рататоск, — рассказывает Илья. – Она живет на мировом древе Иггдрасиль, внизу сидит дракон, а на верхушке – орел. Белка бегает между ними и передает те слова, которые они друг другу говорят. Мы посчитали, что это прекрасный символ интернета, который люди используют для передачи информации.

Еще один способ самовыразиться в гербе – девиз. На гербе самого Ильи, например, по-карельски написано tahi mie, что в переводе значит «или я» — намек на имя хозяина знака.

А однажды Илья составлял герб для друга, с которым играл в КВН. Тот как-то раз оговорился во время выступления и вместо «говорить умеем – значит, не потонем», сказал «голова есть – значит, не потонем». Фраза стала девизом, а на гербе нарисовали безголового лодочника.

Гербы с сердцами и изюминкой

С муниципальными гербами все несколько сложнее. Правила по их составлению прописаны в методических рекомендациях Геральдического совета при Президенте России. Это нормативный документ, отступать от которого нельзя. Кроме того, принимают (или не принимают) герб местные депутаты – люди, как правило, очень серьезные.

— Когда-то мы участвовали в конкурсе на создание герба для поселения Некоуз в Ярославской области, — рассказывает Илья. – Там живет такой субэтнос – сицкари, у них есть поговорка: сицкарь с топором, что казак с конем. На ее основе мы сделали девиз, а на гербе нарисовали коня с топором вместо головы. Ты его один раз увидишь и уже ни с чем не перепутаешь и никогда не забудешь. Но мы понимали, что местные власти просто не смогут принять такое изображение.

В основном муниципальные гербы в исполнении Ильи и Алексея менее экстравагантные, хотя и не без изюминки. Для поселка Матросы, например, они нарисовали герб с сердцами – из-за легенды о парне Матти и девушке Росси, в честь которых якобы и назвали поселение. А если герб перевернуть, получатся очертания хаски с разными глазами – намек на питомник ездовых собак, которая есть в Матросах.

— Тут надо было быть аккуратными, — поясняет с улыбкой Илья. — Питомник сегодня есть, а завтра может и не быть. Так получилось с гербом Епифани в Тульской области: в 18 веке на нем изобразили коноплю, потому что из нее там вили веревки. Сейчас коноплю там не разводят (по крайней мере, легально), а герб остался таким, как был.

С гербом Петрозаводска два года назад было в какой-то степени проще: геральдисты внесли минимум изменений в прежнее изображение, исправив какие-то неточности. А вот с обоснованием получилось сложнее: геральдический совет настаивал на том, чтобы убрать верхнюю часть с герба Петрозаводска, аргументируя тем, что это на самом деле герб Олонца. Пришлось провести серьезную научную работу и доказать, что в начале 19 века Петрозаводск и Олонец просто поменялись гербами, потому что город на Онего стал центром Олонецкой губернии.

Герб Петрозаводска.

Герб Петрозаводска.

— А если мы когда-нибудь займемся разработкой герба Кондопоги, я уже знаю, какой девиз предложу (хотя депутаты его вряд ли примут): это будет фраза «Пуп земли», причем на итальянском, — говорит Илья. – Дело в том, что в романе Умберто Эко «Маятник Фуко» в первом русском переводе есть фраза о том, что пуп земли может где угодно – хоть в Ванкувере, хоть в Кондопоге.


 

Специалистов по геральдике в России не так много, хороших геральдических художников – вообще единицы. Для этого, говорит Алексей, мало просто уметь рисовать – нужно чувствовать особую эстетику гербов, иметь вкус. Он появляется после многих лет изучения предмета.

Впрочем, сейчас в команде геральдистов есть еще один художник – Максим Черников из Подмосковья. Илья недавно переехал жить в Сочи, Алексей остался в Петрозаводске, так что объединяет троих мастеров интернет — белка Рататоск помогает.