«Билет в Арктику»: учащимся Карелии расскажут, зачем ехать на север

Педагогов, школьников, студентов колледжей и техникумов республики пригласили проверить себя для работы в Арктике. Необычный урок в игровой форме подскажет, к чему лежит душа у ученика. О проекте рассказала доктор политических наук, профессор ПетрГУ Мария Питухина.

«Билет в Арктику»

«Билет в Арктику». Фото: Министерство образования и спорта Республики Карелия

Для школьников 8-11 классов и студентов 1-2 курсов колледжей и техникумов арктических и неарктических субъектов России  с 23 по 27 октября 2023 года пройдет профориентационный урок «Билет в Арктику».

Урок доступен для всех желающих школьников и студентов на сайте проекта.

Как рассказала доктор политических наук, профессор ПетрГУ Мария Питухина, в этом году «Центр бюджетного мониторинга» России стал соразработчиком проекта федерального объединения молодежи «Движение первых» под названием «Билет в Арктику».

Смысл этого проекта заключается в создании профориентационного портала, а также в проведении показательных профориентационных уроков в субъектах Арктики, Арктической зоны, городе Сегежа, в Полярных Зорях, в Мурманской области и также в неарктическом субъекте — в Санкт-Петербурге.

 

Руководитель проекта Мария Питухина. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

«В нашем профуроке принимают участие 9 субъектов Арктической зоны и часть неарктических субъектов Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская область, Омская, Томская, Свердловская. Это все регионы, регионы-доноры молодых кадров для Арктики, то есть выпускники этих субъектов после окончания колледжей и образовательных учреждений, вузов начинают свою трудовую карьеру, свой путь в регионах Арктики, согласно  статистике. Таким образом, ежегодно порядка 20 тысяч выпускников у нас уезжают работать после окончания образовательных учреждений в Арктическую зону, и из этих 20 тысяч 12 тысяч — это выпускники Москвы», — сообщила Мария Питухина.

Профориентационный портал

Портал предназначен как для молодых людей, которые живут  в регионах Арктической зоны, так и и для старшеклассников тех субъектов, которые хотят работать в Арктике.

Основной особенностью портала является его наполнение — это инновационный инструментарий профнавигации.

«Первый инструмент – это барометр занятости, а второй инструмент – это профессиограммы. Барометр занятости – это инфографический инструмент, который позволяет школьнику понять, а какие профессии на рынке труда того или иного арктического региона находятся в дефиците, профиците и балансе. Оранжевым цветом выделены востребованные профессии, с которыми знакомится школьник.

Кликая на них, открывается второй инструмент – профессиограмма. Это информация о профессии, представленная для школьников в наглядном кратком виде, которая тоже доступна для понимания», — пяснила Мария Питухина.

В профессиограмме —  краткое описание профессии. Школьник может ознакомиться, например, со средней заработной платой по региону: по Чукотскому автономному округу, по Карелии, по данной профессии, может узнать количество вакансий, а также компетенции, которыми он  должен обладать, чтобы этой профессией заниматься.

Мария Питухина. Фото: ИА «Республика»/ Сергей Юдин

На портале также указаны образовательные учреждения, где он может получить специальность.

Чтобы пройти дальше, работать по той или иной профессии, учащийся знакомится с образовательными учреждениями, либо в своем регионе, либо в других субъектах, и с работодателями. Для этого нужно простокликнуть на вкладку работодателя.

Север – это не только работа для мужчин

«У нас большая востребованность в арктических территориях не только в рабочих профессиях, как может показаться, но и в профессиях в социальной и образовательной сфах. То есть не хватает учителей, не хватает воспитателей детских садов, не хватает медицинского персонала, врачей и среднего медицинского звена. Женщины однозначно могут себя тоже найти в этих профессиях в Арктике», — сказала специалист.

Как проходит урок

Урок проводит школьный учитель в рамках внеурочных часов, согласно методическим рекомендациям которые есть на портале.

«Учитель школы сажает учеников за компьютеры, либо с мобильных устройств они проходят тестирование и знакомятся с профессиями на портале. Тестирование покажет у каждого свое. Если ребенок, например, хочет выбрать какую-то профессию, то здесь доминирует его желание. То есть как бы вот ему нравится, он хотел бы. Но не факт, что он сможет  овладеть этой профессией. Поэтому профориентационное тестирование являются ведущим тестом по профориентации. Оно позволяет ребенку по итогам прохождения теста дать ответ, а подходит ли ему какая-то профессия. То есть после тестирования предлагаются профессии, которые подойдут согласно ответам».

Школьники обязательно должны заполнить анкету после проведения профурока с тем, чтобы организаторы обладали статистикой,  сколько учеников прошли  этот профурок в регионах.