Год в жизни города: итоги с Владимиром Любарским

Глава столицы Карелии в большом интервью рассказал о ключевых задачах, которые городской власти удалось решить в этом году, и о том, над чем еще предстоит работать в ближайшей перспективе.

Владимир Любарский. Фото: "Республика" / Кирилл Огнев

Новые троллейбусы, новый генплан, новый подрядчик по уборке города… Слово «новый», похоже, стало для Петрозаводска в уходящем году ключевым. Этот год принес карельской столице перемены, которые происходили буквально у нас на глазах, и результат мы можем оценить уже сейчас. Были и решения, которые мгновенного эффекта не дают, но важны в перспективе, для дальнейшего развития города.  Об итогах года мы побеседовали с главой Петрозаводска Владимиром Любарским.

Владимир Константинович, в этом году депутаты Петросовета приняли Генеральный план Петрозаводска. Город получил новые границы, дополнительные лесные участки, зоны индивидуальной жилой застройки. Что на практике это даст горожанам? Почему это важно?

— Принятие обновленного генплана – действительно долгожданное событие. Одна из ключевых задач — развитие индивидуального жилищного строительства. Мы открываем дверь, нет, даже ворота для решения жилищной проблемы. Это то, чего городу и горожанам не хватало. Вот только один из примеров: ТИЗ «Усадьба». По факту – район в городской черте, а юридически люди жили, по сути, в лесу – земля находилась в лесфонде.

После завершения работы над генпланом всё наконец-то встало на свои места. Разграничение земель лесфонда и города позволит активизировать выделение земельных участков под ИЖС для льготников, многодетных семей. Сейчас идет работа над корректировкой правил землепользования и застройки. Рассчитываем, что к июню ее завершим и представим проект документа на рассмотрение депутатов Петросовета. После его утверждения будем дальше действовать по решению этой проблемы.

По данным на ноябрь 2022 года в очереди на предоставление земельных участков стоят более 3 тыс многодетных семей.

Конечно, предстоит решать и вопрос с доступностью этих территорий. В предыдущие годы люди в том числе получали участки без инфраструктуры: без сетей, без дорог, без энергоснабжения. Выдавать землю, а дальше мучайтесь с ней, как хотите – это неправильно. Думаю, это предмет нашего обсуждения с республиканской властью, какие механизмы возможно найти, чтобы участки выделялись хотя бы с минимальным набором коммуникаций.

Генплан технологически новый, и его структура позволяет с ним работать гораздо более эффективно и оперативно, чем это было в предыдущие годы. Если говорить, например, о комплексном развитии территорий и об Октябрьском районе как наиболее масштабном проекте, то такие возможности в действующую редакцию генплана уже заложены.  Он изначально нацелен на перспективы роста.

Петрозаводск. Фото: Илья Тимин

Петрозаводск. Фото: Илья Тимин

— Давайте подробнее поговорим о программе комплексного развития (КРТ) Октябрьского района.  Сейчас здесь началась масштабная замена коммуникаций и это сопряжено с неудобствами для горожан. Что в результате получат жители?

— Каждый район города имеет свои особенности. Ключевая особенность Октябрьского района в том, что относительно свежие дома позднего советского периода соседствуют с совсем старой застройкой полубарачного типа. Часть из этих старых деревянных домов попала в действующую программу расселения аварийного жилья, а часть – нет.

До недавнего времени программа расселения аварийного жилья была фактически единственным инструментом, позволявшим улучшать жилищные условия людей и преображать облик города. Но преображать фрагментарно, и в этом проблема. Парадоксальная ситуация: стоят на одной улице два дома, построенные приблизительно в одно и то же время. Один был признан аварийным до 1 января 2017 года и в действующую программу расселения вошел, другой признан позже и не попал в нее. И людям придется еще не один год ждать расселения. Аналогично и с капитальным ремонтом.

Такая «пятнистая» картина, во-первых, абсолютно не способствует социальной справедливости. Во-вторых, не способствует привлекательности архитектурного облика города.

Комплексное развитие территории – это дополнительная возможность ускорить расселение аварийного жилья, включив в этот процесс бизнес. Застройщики смогут снести и расселить ветхие дома, строить новое современное жилье. Люди получат благоустроенные квартиры. А город – единую красивую территорию.  Сейчас идет первый этап по замене сетей, инфраструктуры.

 

В Октябрьском районе заменят почти 12 километров инженерных сетей. Сетям – 50-60 лет, срок их эксплуатации подходит к концу. «Водоканал» не просто заменит трубы, но и увеличит их диаметр, чтобы гарантировать запас пропускной способности и надежность водоснабжения и водоотведения для жителей района.

Да, это не самая простая история, нужны многомерные и многоплановые расчеты. Но городу она, безусловно, нужна, и благодаря поддержке республики мы начали эту работу. На этом примере будем двигаться дальше, будем смотреть, как можно применить аналогичные решения в других районах.

— Петрозаводск получил большую субсидию из регионального бюджета на развитие – 1,4 млрд рублей. Как принималось решение, куда направить эти деньги, как расставлялись приоритеты? Что удалось сделать?

— Мы распределяли субсидию совместно с республиканским правительством, с депутатами Петросовета, это было широкое и предметное обсуждение. Приоритеты были расставлены на основе анализа городских проблем. На самом деле его не так сложно было провести. Многие проблемы, как говорится, лежат на поверхности.

Самый очевидный пример: спросите любого горожанина, что выделяет – к сожалению, в отрицательном смысле – Петрозаводск из ряда других городов? Это состояние общественного транспорта, которое никак не соответствует столичному статусу нашего города.  На протяжении десятилетий не предпринималось никаких шагов, чтобы изменить ситуацию. Если говорить о троллейбусах, то город эксплуатировал советское наследие, а оно не вечно.

В этом году мы сделали первый важный шаг: с помощью республиканской власти купили 21 новый троллейбус. Но всех проблем это, конечно, не решает. В 2023 году соотносимое количество троллейбусов муниципальное предприятие «Городской транспорт» будет вынуждено списать, эти старые троллейбусы полностью исчерпали свой ресурс. Поэтому нам надо будет решать, как обновлять парк дальше.

Еще один приоритет — вопросы благоустройства, они волнуют горожан. Мы смогли, например, реализовать проект по благоустройству Левашовского бульвара. Понимаем, что самостоятельно не смогли бы это сделать еще долгие годы. Горожане заслуженно критиковали нас за состояние Галереи Героев Советского Союза: она тоже была отремонтирована. Благоустройство Березовой аллеи получило большой отклик среди горожан, так же, как и первый этап работ в Зарецком парке.

В этом году в Петрозаводске за счет региональной субсидии и федерального проекта «Комфортная городская среда» обновили три десятка общественных территорий в разных районах города. В этом списке — скверы Петра Анохина, Анны Лисицыной, Маршала Мерецкова и Гюстава Ровио, Инженерный сквер, парке Сулажгорского Кирпичного Завода и др.

— А модернизация уличного освещения?

— Безусловно, это тоже было приоритетным направлением. Мы находились в крайне сложной ситуации, поскольку нам достались в наследство судебные решения по так называемому энергоэффективному контракту (в 2014 году город заключил контракт, в результате которого из-за замены на неподходящие светильники уличное освещение значительно ухудшилось. Тем не менее, суд обязал горадминистрацию выплатить деньги подрядчикуприм.ред.)  И мы пока продолжаем жить под этим финансовым грузом. В 2023 году должны заплатить еще 129 млн рублей, причем в первом квартале. Надеюсь, на этом все судебные обязательства будут закрыты.

При этом проблема с освещением продолжала оставаться острой. В этих условиях, если бы мы не получили помощи от республики, не смогли бы приступить к ее решению. Субсидия помогла в том числе установить фонари там, где их никогда не было. Например, я вырос на улице Максима Горького, мы в детстве часто бегали за железнодорожные пути, играли в районе Фурманова. Там освещения не было вообще никогда. Когда эту улицу осветили, прохожие удивлялись, подходили и говорили спасибо.

Или, например, Онежская набережная. Часть была освещена, а другая часть – в темноте, хоть глаз выколи (речь идет об участке от Каменной площади до ул. Гористойприм.ред.) Этот вопрос тоже решили.

В целом в этом году с помощью региональной субсидии и нацпроекта «Безопасные качественные дороги» выполнили работы на 43 объектах, установили 1750 светильников – это в пять раз больше, чем в прошлом году.

— Вы уже упомянули об общественном транспорте. Новые троллейбусы – это хорошо, но когда будет наведен порядок в автобусных перевозках? И как этому поможет транспортная реформа, старт которой объявлен в этом году?

—  Сейчас у городской администрации нет никакого инструмента влияния на частные транспортные компании. Да, это кажется абсурдным: автобусы курсируют по городу, перевозят горожан, а у нас с перевозчиками нет никаких договорных отношений. Могу откровенно сказать: кто-то где-то когда-то все эти вопросы не додумал. И мы получили такую ситуацию. Маршруты составлены в пользу частников, перевозчики на нерегулируемом тарифе, что позволяет им устанавливать любые цены на проезд. Расписание не соблюдается, жалоб огромное количество.

Выход из этого – регулируемый тариф, когда городской бюджет компенсирует перевозчикам разницу между себестоимостью поездки и ценой билета. Сейчас это единственный реальный способ получить с перевозчиками договорные отношения. Тогда появятся и рычаги воздействия: нарушил график движения один раз – немалый штраф, второй раз – еще больший штраф, третий раз – расторжение контракта.

Владимир Любарский. Фото: «Республика» / Кирилл Огнев

Федеральные специалисты из РОСДОРНИИ рассчитали для Петрозаводска идеальную транспортную модель, когда по обновленной на 40% маршрутной сети движутся новые автобусы с системами ГЛОНАСС, водителями в униформе, с возможностью отслеживать движение в приложении «Умный транспорт» и так далее. Но для того, чтобы ее внедрить в полном объеме, нужны очень большие средства, таких денег в бюджете пока нет. Решение настолько сложное, что его придется выполнять в несколько этапов, чтобы не допустить серьезных ошибок. Мы разработали пилотную модель, в том числе с использованием автобусов большой вместимости. Пока попробуем оснастить ими несколько маршрутов.

В первую очередь речь идет о Сулажгорском кирпичном заводе, Птицефабрике и Соломенном. Во втором квартале 2023 года заключить муниципальные контракты планируется с перевозчиками на трех автобусных маршрутах — № 5, 14 и 29.

Понимаю, что многие хотели бы, чтобы качество автобусных перевозок улучшилось сразу на всех маршрутах. Но мы должны быть реалистами. Сколько есть денег в бюджете, столько мы и сможем истратить. Именно поэтому вместе с депутатами приняли сложное решение о повышении стоимости проезда в троллейбусах до 38 рублей (с 1 января 2023 годаприм.ред.). Себестоимость одной поездки уже превысила 52 рубля. Если не повысить цены для пассажиров, денег, заложенных на субсидии «Городскому транспорту», хватит лишь на первый квартал. А что дальше? Остановить троллейбусы? Создать в бюджете огромную дыру, которую мы не сможем закрыть? Забрать деньги с финансирования школ, детских садов, уборки города? Ситуация такова, что мы не можем прятать голову в песок. Решение вынужденное, но на данный момент безальтернативное.

— Про уборку города. В этом году на смену «ТехРенту» пришел новый подрядчик – Кондопожское ДРСУ. Как оцениваете его работу? Зима снежная, испытания в виде снегопадов сыплются непрерывно.

— Как ни странно, я рад, что сыплются. Зима без снега никому радости не доставит — ни детям, ни взрослым. Что за удовольствие — кататься с горки на Фонтанах по чуть припорошенной пожухлой траве? Зима должна быть зимой, какие бы трудности это ни приносило в уборке города.

Что касается Кондопожского ДРСУ, то напомню, что эта компания пришла нам на помощь еще прошлой зимой, во время еще действовавшего с «ТехРентом» контракта, когда подрядчик не справлялся с уборкой города.

Сейчас, конечно, не всё идеально. Замечания есть и у горожан, и у администрации. Мы сформировали контрольные группы из сотрудников горадминистрации, в том числе из непрофильных подразделений. Они выезжают, оценивают, как подрядчик справляется с уборкой согласно техзаданию. По сравнению с предыдущим подрядчиком дворников стало больше в два раза, а техники – почти в четыре. За ее работой можно следить в режиме онлайн: на сайте администрации мы запустили соответствующий сервис.

Сравниваем количество жалоб, поступивших в ЕДДС в прошлом году и в этом. Вот, к примеру, только один день в декабре: в прошлом году в эту дату было 745 жалоб, в этом году – 45. Уличный травматизм снизился в четыре раза. Это тоже показатель. Есть позитивные отклики от жителей районов, где долгие годы была проблема «белых пятен». По новому контракту оперативно решаем эти проблемы в заявительном формате. Так что улучшения, на мой взгляд, очевидны.

—  Город готовится к Новому году. В Петрозаводске, как и во многих других городах, отменили массовые гуляния, праздничные шоу, салют на Кирова. На ваш взгляд, горожане это решение поддерживают?

— Насколько могу судить по отзывам, да. Люди поддерживают решение отменить помпезность и большие траты. Но, конечно, не сам Новый год – его никто не может отменить. Но есть вопросы здравого смысла и внутреннего ощущения. Например, мы не стали закупать для города новые украшения. Может быть, они и пригодились бы, но это сейчас точно не самые актуальные расходы. Будут рождественская ярмарка, каток, елки для детей, спортивные мероприятия – без пафоса, но с надеждой на будущее.

— Как вы сами собираетесь встречать праздник?

Владимир Любарский. Фото: «Республика» / Кирилл Огнев

— Собираюсь встречать в кругу семьи. Каких-то особенных традиций у нас нет. Как и у многих – вместе украшаем елку, готовим оливье, смотрим «Иронию судьбы».

— Что бы пожелали горожанам в завершение этого очень непростого для всех года?

— Здоровья, чтобы близкие всегда были рядом, чтобы каждый всегда чувствовал поддержку родных, семьи. Чтобы всегда было кому позвонить, с кем поговорить, кого обнять. Думаю, это самое главное.