Хорошее место

«Мне странно слышать от людей, что хорошее место на кладбище стоит каких-то денег. Хотелось бы, чтобы петрозаводчане, которые с подобным сталкивались, подкрепляли свои слова заявлением в полицию».

Руководитель муниципального предприятия «Мемориал» объяснил «Республике», почему похороны стали таким дорогим «удовольствием» и за что мы платим, когда покупаем место на кладбище.

— Мне странно слышать от людей, что хорошее место на кладбище стоит каких-то денег. Хотелось бы, чтобы петрозаводчане, которые с подобным сталкивались, подкрепляли свои слова заявлением в полицию. Я буду первым, кто потребует возбудить уголовное дело в отношении сотрудника, требовавшего деньги. За простой кусок земли, который, кстати, принадлежит городу, никто денег просить не имеет права. Это уголовно наказуемое деяние.

Дело в том, что петрозаводчане до сих пор не понимают, что имеется в виду под покупкой места на кладбище. Давайте проведем аналогию с заказом катафалка. Можно взять автомобиль «Кадиллак», который стоит порядка 10 тысяч рублей. Можно вызвать автобус ПАЗ, он уже стоит 4000 рублей. Хороший автомобиль, соответственно, стоит дороже. То же с кладбищем: в Вилге есть определенные участки, за которыми ухаживают. То есть люди выполняют работу и должны получать за это деньги.

Приведу пример. Совсем недавно в Бесовце прямо у главной калитки лежала большая куча мусора, которую мы наконец-то убрали, убрали упавшие деревья, упавшие пролеты забора. Освободилось пространство, где мы организовали места для захоронения. Там работал трактор, люди убирали деревья, планировали участки, делали заливку, устанавливали ограды. Это полностью подготовленные благоустроенные участки. И, конечно, они стоят денег. При этом я прекрасно понимаю, что у людей разный уровень дохода. Поэтому и предложить мы им можем разные участки.

Можно говорить предметно: обычный прямоугольник земли обойдется вам бесплатно. Подготовленный участок, предположим, на три персоны в Вилге, обойдется уже в 25-30 тысяч рублей. Он будет окантован камнем, с оградкой, готов для захоронения. У нас есть участки, залитые габбро-диабазом, где ценовая категория на порядок выше, есть места, где просто поставлена оградка. Вы вольны выбирать. А деньги мы берем только за услуги.

Необходимо донести до петрозаводчан, что землю они не покупают, она им не принадлежит. Однако даже тут находятся умельцы, которые неофициально продают участки, где похоронены их предки, под другие захоронения. Я не исключаю, что даже у нас в Карелии такое случалось. Несколько лет назад в Петрозаводске появилась неизвестная организация с объявлением «копаем могилы». Причем эти люди были готовы копать в любом месте. Единственное условие – оплата. Вопрос о какой-то ответственности перед лицами, которым они оказали услуги, даже не рассматривался. Эта «организация» исчезла, не выполнив ряд добровольно взятых на себя обязательств. Такое мимо нашего внимания не проходит. Если кто-то решит выкопать своего родственника и продать участок, мы узнаем. Начнем хотя бы с того, что нового человека как-то нужно будет на кладбище доставить с похоронной процессией. Мы также знаем, когда и где проходят работы по благоустройству могил.

Немногие знают, что человека можно похоронить в уже существующую могилу. Это должен быть родственник ранее погребенного по нисходящей или восходящей кровной линии. И по нормам санитарного законодательства должно пройти не менее 20 лет. Захоронение будет произведено сверху, а на могиле можно поставить два камня или одну плиту с двумя именами. Но это, подчеркиваю, касается только кровной линии. Муж жене не родственник.

Записала Наталья Митрофанова