Андрей Никандров: «На берегу мы друзья, а на воде горло грызем друг другу»

Об Онежской регате: «Онежская регата для нас — традиция. Но конкуренция серьезная. Это на берегу мы друзья, а на воде горло грызем друг другу. Без истерик и матюгов. Это спортивная борьба».

Вчера состоялись первые гонки «Онего – Банковский кубок-2015». В состязаниях яхт класса «Дракон» участвовали семь команд. По результатам трех гонок лидирует парусник «Integrity» под руководством Михаила Сенаторова из Москвы. Член  экипажа «Integrity» Андрей Никандров рассказал «Республике» о себе, парусном спорте и Онежской регате.

Участники гонки «Драконов». Фото: Яков Симанов

Участники гонки «Драконов». Фото: Яков Симанов

— Экипаж «Integrity» — сборная: Петербург, Тольятти и Москва. Но выступаем за Москву (по месту жительства рулевого — Михаила Сенаторова).

Сам я родом из Санкт-Петербурга. В яхтенном спорте с самого детства: как в 13 лет прошелся под парусом, так меня и засосало. Повзрослев, начал заниматься этим профессионально. Побывал во  многих яхт-клубах, потом попал в сборную страны и долгие годы выступал за нее в разных классах. И так всю жизнь: яхты, море.

Я участвую в Онежской регате с 1991 года, пропустил только однажды. И выигрывал, и проигрывал. В прошлом году даже вручили утешительный приз: я впервые в своей жизни занял на Онежской регате четвертое место. Но не обидно было, все посмеялись.

Сегодня все прошло немножко нервно, но мы почти все гонки выиграли и выбились в лидеры регаты. Регата специально устроена так, что проходит не в один день, это дает всем равный шанс. Сегодня ветер такой, а завтра немножко изменится, и волна будет другой. Могут поменяться и лидеры.

Андрей Никандров. Фото: Яков Симанов

Андрей Никандров. Фото: Яков Симанов

Когда начинать?

— Парусным спортом лучше заниматься с самого детства. Он учит самостоятельности, развивает мышление. Детишки знакомятся с взаимовыручкой и конкуренцией. С одной стороны они осознают свою индивидуальность, с другой— понимают, что без коллег ничего не стоят. В жизни это сильно помогает. Кстати, яхтсмен мгновенно обучается езде на машине.

Многие начинающие в парусном спорте мальчишки растут, как футболисты. Они уже с детства ставят цель попасть в высшую лигу. А там уже зарплаты, заграница, знакомства.

В зрелом возрасте трудно стать хорошим спортсменом. Взрослому человеку с нулевыми навыками все идет через мозг, а надо, чтобы через интуицию. Конечно, он может стать просто яхтсменом, но он не станет хорошим гонщиком.

Участники регаты «Онего – Банковский кубок-2015». Фото: Яков Симанов

Участники регаты «Онего – Банковский кубок-2015». Фото: Яков Симанов

Цыганский табор

— Ходить под парусом для меня — это нервы, это нагрузки, это тяжелый физический труд. Когда идут гонки, переживаешь за каждый порывчик ветра, за каждую волну. Когда выходишь на берег, ощущение, что пробежал со штангой большую дистанцию. Но во время самой гонки усталости не замечаем, увлечены гонкой.

Чтобы стать яхтсменом, нужно желание жить у моря и желание мокнуть в этом море. Придется много трудиться, яхта — это технически сложная конструкция, она все время ломается, а на гонке нужно моментально все починить.

Яхта может принадлежать коллективу, когда экипаж четыре-пять человек, а иногда и больше, скидываются равными долями. Одному человеку бывает это сложно потянуть. Деньги уходят не только на покупку, но и на содержание. Стоянка, постоянно рвущиеся паруса, покраски, поломки, потери. Яхта все время должна быть в работе. У нас у всех есть машины-тягачи, мы за 45 минут грузимся и в путь. Постоянно в дороге, как цыганский табор.

Яхта класса «Дракон». Фото: Яков Симанов

Яхта класса «Дракон». Фото: Яков Симанов

Закрытый клуб

— В России общество яхтсменов относительно небольшое. Те люди, которые гоняются, — самодостаточные пенсионеры. Есть любители, но они гоняются, когда могут выкроить отпуск. А у кого-то парусный спорт и есть основная работа.

Яхтсмены – это относительно закрытый клуб. Просто потому что мы говорим немножко на другом языке. Посторонний человек задает достаточно наивные для нас вопросы, поэтому и отношение бывает такое снобское. Но круг яхтсменов достаточно широкий, они и между собой делятся на касты: каста рулевых, каста матросов, каста чемпионов. Думаю, это нормальное социальное разделение.

Парусная регата «Онего – Банковский кубок-2015». Фото: Яков Симанов

Парусная регата «Онего – Банковский кубок-2015». Фото: Яков Симанов

Онежская регата

— Организация регаты в Петрозаводске на уровне: есть судейская коллегия, есть где стоять, есть где жить. Все квалифицированно. Больше всего не хватает яхт-клуба. Мы все время боремся с администрацией порта, потому что, с точки зрения «Метеоров» и пароходов, присутствие яхт — это целая проблема. Мы кидаемся под них, они боятся нас задавить. А нам стоять больше негде, мы бездомные.

Онежская регата для нас — традиция. Но конкуренция серьезная. Это на берегу мы друзья, а на воде горло грызем друг другу. Без истерик и матюгов. Это спортивная борьба.

Онежское озеро. Фото: Яков Симанов

Онежское озеро. Фото: Яков Симанов

Беседовал Константин Амозов