Детские сады будут устроены по-новому

К 2016 году все детские сады республики должны заработать по федеральному государственному дошкольному образовательному стандарту. Чему в перспективе научат наших детей в дошкольном учреждении?

К 2016 году все детские сады республики должны заработать по федеральному государственному дошкольному образовательному стандарту. Документально он уже действует на территории страны с 1 января этого года. Поскольку система дошкольного образования пока не готова в одночасье кардинально измениться, федеральный центр предусмотрел для регионов двухлетний переходный период. Что же такое дошкольный образовательный стандарт? Что на практике стоит за аббревиатурой ФГОС ДОУ? С этими вопросами «Республика» обратилась к министру образования Карелии Александру Морозову, ведущему специалисту Министерства образования РК Наталье Крюковой и заместителю директора по учебно-воспитательной работе детского сада при Лицее №1 Елене Михайловой.

На примере Монтессори. Самая главная идея новаций

По новым правилам воспитанник больше не будет считаться объектом образования — человеком, которому в голову вкладывают, часто механически, те или иные знания, умения и навыки. Он должен сам стать полноправным участником обучения. По мнению здешних педагогов, лучше всего требования стандарта отражены в педагогической системы Монтессори. Учащимся дошкольных групп первого лицея повезло — это один из двух детских садов в городе, где систему Монтессори применяют давно.

 Елена Михайлова:

— Саморазвитие, самосовершенствование, умение делать выбор и нести за него ответственность. Вот основные принципы системы Монтессори. И они полностью соответствуют тем ориентирам, которые прописаны в стандарте. То есть, мы уходим от непосредственного знания, умения и навыка, мы формируем опыт ребенка. Ребенок развивает себя сам. Физически в том числе, — в стандарте это прописано. А педагог должен только помогать, а не стоять над ним с заданиями. Дети в зависимости от возраста, пола, интересов, сами выберут себе занятие. Это и есть свобода развития. Но есть и правила — о вседозволенности никто не говорит.

Александр Морозов:

— Иначе говоря, стандарт нацелен не на подготовку к школе, а на развитие ребенка, учитывая все психологические, физические особенности. Подготовка к школе – это один из приоритетов. И не самых главных.

Детский сад при Лицее №1, Петрозаводск

Детский сад при Лицее №1, Петрозаводск. Фото: Сергей Юдин

Новая система для педагогов

В качестве пилотных площадок, пробующих работать по новым стандартам, выступили девять садиков Петрозаводска: №№107, 41, 87, 71, 64, 24, 113, 99, а также детсад при лицее № 1.

Наталья Крюкова:

— Детские сады мы выбирали не произвольно. В каждом должны были работать   квалифицированные педагоги, готовые к переходу на эффективный контракт и на изменение должностных обязанностей.

Под эффективным контрактом подразумевается трудовой договор. И прописанная в нем сумма заработной платы — как основной части, так и стимулирующей — напрямую зависит от компетенций сотрудника.

Наталья Крюкова:

— В учреждении, прежде всего, в руководстве, среди воспитателей, должны понимать, к чему все эти изменения ведут. Поэтому есть изменения и в заработной плате. Вы знаете, что зарплата существенно повысилась в детсадах. В том числе, сейчас идет работа, чтобы стимулирующий фонд в каждом учреждении работал на то, чтобы воспитатель понимал – уравниловки не будет.

К слову, сейчас средняя заработная плата педагога в детском саду в республике составляет 18-19 тысяч рублей. Еще пару лет назад заработная плата в среднем не превышала восьми тысяч.

 

Детский сад при Лицее №1, Петрозаводск

Детский сад при Лицее №1, Петрозаводск. Фото: Сергей Юдин

Проблема очередей

Стоит ли говорить о новых правилах, пока не решены главные проблемы? Одна из них – огромная очередь за место ребенка в саду. Сейчас общая очередь в дошкольные учреждения республики составляет 12 155 человек. Из них пять с лишним тысяч – это дети до одного года, почти семь тысяч – от года до трех лет.

В прошлом году федеральные деньги, выделенные республике на строительство новых детских садов, в министерстве образования освоить не успели. Сумма составляла 235 миллионов при софинансировании из бюджета республики в размере 85 миллионов рублей. Нынешнюю субсидию – в размере 238 с лишним миллионов федеральных рублей и 59 миллионов из карельского и муниципальных бюджетов взял под личный контроль глава республики Александр Худилайнен.

Продумывают в министерстве образования республики и дополнительные меры для того, чтобы сократить очередь.

Александр Морозов:

— Мы рекомендуем городским властям при выделении земель под комплексное строительство обременять застройщиков также социальной нагрузкой. Чтобы они наряду с коммерческими объектами строили школы и детские сады. Здесь вариантов много разных, в том числе, можно предоставлять предпринимателям под создание детских садов муниципальную недвижимость по символической арендной плате. Понятно, что не все так просто, как хотелось бы, но сейчас подвижки есть.