Петр Первый в Петрозаводске

Традиция восстанавливать в Карелии силы после трудов праведных у глав российского государства повелась с Петра Первого. Император с огромной свитой приезжал "к колодезю" за марциальной водой, а по пути останавливался на Петровском заводе.

Петр Первый в Петрозаводске

Скептики утверждают, что Петр Первый никогда и не был на территории будущего Петрозаводска. Другие считают, что он почти собственноручно построил здесь церковь и заложил сад. Так или иначе с пребыванием Петра Алексеевича на Петровских заводах связано множество мифов и легенд. Попробуем разобраться.

Первый российский император провел на заводах в общей сложности две недели. Историк Александр Пашков посчитал, что Петр приезжал в устье Лососинки как минимум семь раз:

— Петр  стал приезжать в Карелию в последние годы своей жизни, когда он уже был болен. Ему помогали минеральные источники. Известны четыре приезда царя на Марциальные воды, причем он всякий раз останавливался по пути туда и обратно на Петровском заводе. Соответственно, восемь раз он должен был быть в Петровской слободе, но один раз проехал мимо.

[parallax-scroll id=»307748″]

Домик Петра

Петр приезжал в Петровскую слободу по зиме: в январе-феврале и один раз в марте. Первый раз — в 1719 году. Тогда царственной особе негде было ночевать. На следующий год к его визиту подготовились — выстроили деревянный дворец.

— До сих пор нельзя точно сказать, когда он был выстроен, кто был его архитектором, кто строил, не сохранилось чертежей и документов о начале строительства. Нельзя точно сказать даже, как он выглядел, — говорит историк Михаил Данков.

Дворец Петра окутан загадками и тайнами. Известны только два источника, которые хоть немного проливают свет, — чертеж Матвея Виттвера и гравюра неизвестного художника.

Дворец Петра

Изображение Петровского дворца опубликовал в 1849 году первый архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Игнатий

Михаил Данков считает, что дворец строили плененные шведы — слишком его архитектура не походила на традиционную севернорусскую. Здание было двухэтажным с фундаментом в виде вытянутого креста. Располагался дворец на территории современного Парка культуры и отдыха. Стены строения, вероятнее всего, были покрыты охрой, потому что именно так декорировали другие подобные дворцы. На крыше была обустроена открытая галерея. С нее Петр и его приближенные могли любоваться видами Онежского озера.

Михаил Данков: «Я считаю, что именно здесь в 1724 году Екатерина уговорила Петра сделать ее императрицей. Зимой они приезжали на заводы, а в мае она, вторая после Марины Мнишек, стала императрицей».

Екатерина  Алексеевна ездила на Марциальные воды вместе с супругом. У каждого была своя свита.

— Такую толпу людей одномоментно перевезти на лошадях, когда в санях могли уместиться только два-три человека, невозможно. Поэтому они ездили порознь. Сначала ехал Петр, а потом, день-два спустя, Екатерина. Здесь они встречались и уже вместе ехали на Марциальные воды, — рассказал Александр Пашков. — Один раз по настоянию Петра приезжал и Меншиков, но потом он избегал этого. На заводах бывала царица Прасковья, жена брата Петра — царя Ивана V и его дочка — будущая императрица Анна Иоанновна.

Дворец Петра, конечно, не был рядовой постройкой, его габариты — 30 на 17 метров. В 1858 году местный краевед Чудинов опубликовал в «Олонецких губернских ведомостях» опись дворца 1730 года. Этот документ где-то потерялся, современные ученые его не видели. Но благодаря Чудинову мы можем представить, каким был дворец Петра изнутри.

«Во дворце комнат: спальня и токарная императора с прихожею; спальня императрицы с уборною, крестовая; зало с двумя каморами; мыльня с тремя уборными; хлебная и скатерная; кухня. В верхнем этаже зало с двумя каморами; подключная и два винных погреба. Из оставшейся мебели замечательны: в токарной стол с железными тисами, кровать государя с балдахином рудо-желтого цвета без занавесей и кровать государыни ореховая».

Судьба дворца незавидна. После смерти Петра он стал никому не нужен, и в 1770-х его разобрали «за ветхостию».

В конце 90-х на территории современного Парка культуры и отдыха проводили раскопки. Археологу Андрею Спиридонову удалось обнаружить фундамент Петровского дворца. По словам ученого, сомнений о том, что это именно то строение, нет: эта территория больше никогда не застраивалась.

Кроме того, исследователь обнаружил деревянную трубу — «водовод». Этот древний водопровод подавал воду в петровские «каморы» прямо из Онежского озера.

[parallax-scroll id=»307754″]

Это вам не в бирюльки играть!

Из походного журнала Петра Первого, 1720 год

«Его величество приехал поутру на Петровские заводы. В3-й день. Его величество гулял по всем работам и в молотовой. В 4-й день. Его величество гулял по всем каморам в доме и принимал лекарство. В 5-й день. Его величество приехал на заводы Петровские и кушали в доме своем, играли в бирюльки и в шахматы. В 6-й день. Их величества слушали литургию и поехали с заводов и приехали к колодезю».

В Петровской слободе Петр Алексеевеч ночевал, осматривал завод.

— Сохранилось письмо Петра Меншикову, где он говорит о том, что он осмотрел завод, нашел его в полном порядке и «вам, как основателю, должно быть приятно об этом услышать», — говорит Александр Пашков.

Надо было себя и как-то развлекать. Петр очень любил настольные игры, «до ночи» играл в шахматы, билиард, трукт-тафель и бирюльки.

Трукт-тафель (druktafel) — это «игра, отчасти похожая на билиардъ. Она состоит в том, что бросают рукою круглые каменные шары, снизу гладко отшлифованные, в желоба, выдолбленные в высоких бортах, которые идут по двум сторонам длинного и узкого стола».

Суть игры в бирюльки состоит в том, чтобы из кучки мелких игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных.

Бирюльки

Бирюльки — «репка», 46 предметов. Конец XIX — начало ХХ века. Из коллекции Музея дерева, Екатеринбург

Для царских пиршеств комендант заводов Вилим Иванович Геннин выписал из Санкт-Петербурга пивовара. Продукты на царский стол — кур, яйца, масло, творог и сметану, дичь, рыбу — поставляли местные крестьяне из Шуйского погоста, Олонца, старообрядцы из Выговской пустыни и монахи Александро-Свирского монастыря. Сохранились свидетельства, что в 1724 году к приезду Петра Алексеевича олонецкий бургомистр Тимофей Балашев реквизировал десять лучших телят, столько же молодых барашков.

Петр не чурался общения с жителями слободы. История сохранила сведения об одном из первых жителей будущего Петрозаводска — старце Фаддее.

— Многие считали Фаддея вымышленным персонажем, но последние находки историков — указ Петра Первого о пожизненном содержании старца при заводе — дают возможность утверждать, что Фаддей — реальный исторический персонаж, — рассказал священнослужитель Константин Савандер.

Этот указ обнаружили в Санкт-Петербургском архиве Военно-Морского флота обнаружили историки Александр Пашков и Павел Кротов.

Указ императора Петра Великого ландрату Олонецкого уезда (дистрикта) Муравьеву об отводе на Петровский завод для прокормления вплоть до его смерти живущего в лесу богомольца Фаддея, почитаемого местными жителями за святого.

«Г[осподин] Муравьеф

Здешний мужик, которого зовут Федеем, стар и кажетца ума лишен. Живет в лесу, приходит в деревню, которого здесь за чюдо имеют, а худости и расколу не сказывают. Того ради дабы не было блазни, велел я его к вам на заводы отвесть, дабы там его кормить до смерти его».

[parallax-scroll id=»307756″]

 

Историки считают, что Петр приказал содержать Фаддея при заводе и не пускать в слободу, чтобы не смущать народ. Фольклор же сохранил более романтическую версию этой истории. Петрозаводский краевед XVIII века Тихон Баландин изложил ее в своих сочинениях.

По этой версии, Петр Алексеевич очень тесно общался с юродивым старцем. Даже пускал его в свой дворец. В 1724 году состоялась их последняя встреча, во время которой Фаддей предсказал скорую смерть императора. Петр сначала разозлился и приказал заточить юродивого в тюрьму. Позже — уже в Петербурге — Петр понял, что слова старца являются пророчеством. Тогда император отправил письмо на Петровский завод с просьбой освободить Фаддея и назначить ему пожизненную «пенсию».

Эта история легла в основу жития святого Фаддея Петрозаводского. Его канонизировали в 2000 году.

 

Говорить о петровском времени в истории столице Карелии можно и нужно. Личность первого российского императора накладывала свой отпечаток на все, что его окружало. Приятно понимать, что наш город стал частью той эпохи. Мы приглашаем поговорить о Петре и Петрозаводске за круглым столом с участием историков, краеведами и археологами, который «Республика» проведет в середине декабря. Следите за анонсами на нашем сайте.


За иллюстрации к тексту благодарим дизайнерскую студию Shake-pear и Евгению Маккоеву.


«История подвига» — проект «Республики», объясняющий, за что Петрозаводск получил почетное звание «Город воинской славы». Мы делаем этот исторический проект вместе с мэрией города, Петрозаводским госуниверситетом и Карельским научным центром РАН. Каждый месяц наша проектная команда будет работать с одной из тем, касающейся страниц военной истории Петрозаводска: сначала мы готовим обзорный журналистский материал, а затем проводим круглый стол, в котором принимают участие ученые, общественники, студенты и журналисты. Итог — видеотрансляция этой встречи и текстовая расшифровка беседы на «Республике». Исторический проект «Республики» объединил прессу, ученых и чиновников для того, чтобы получился большой общегородской разговор о том, чем каждый из нас может гордиться — о военном подвиге Петрозаводска. Этот подвиг длился более трехсот лет и прославил наш город на всю страну.