Хорошее отношение к лошадям: почему имя карельского мастера знают коллекционеры со всего мира

Ирина Векслер делает эксклюзивные статуэтки лошадей и расписывает их маслом по особой технологии. В новом выпуске спецпроекта «Делаем в Карелии» рассказываем о том, как преподаватель ПетрГУ стала успешным дизайнером.

Ирина Векслер родом из Сегежи. После окончания ПетрГУ Ирина продолжила образование и выучилась на дизайнера в Санкт-Петербурге. Затем обучала студентов из Петрозаводска графике, созданию иллюстраций и композиций. Последние три года она увлеклась созданием эксклюзивных статуэток лошадей. Теперь Ирина работает как самозанятая, а ее лошади ручной работы, расписанные маслом по особой технологии, пользуются большим спросом у коллекционеров во всем мире.

Ирина Векслер. Фото: "Республика"/Кирилл Оськин

Ирина Векслер. Фото: «Республика»/Кирилл Оськин

Кастомайзинг

Ирина занимается кастомайзингом — переделывает и раскрашивает готовые фигурки лошадей, а также лепит свои собственные скульптуры.

В процессе кастомайзинга мастер берет за основу фабричную модель или фигурку скульптора, а затем расписывает ее маслом, чтобы придать глубину и мягкость цветам и сделать фигурки более реалистичными. Потом Ирина добавляет свою авторскую подпись и год.

«Покраска лошади — довольно длительная и кропотливая работа. Масло наносится на скульптуру тонкими слоями, каждый из которых сохнет как минимум четыре дня. Слоев может быть и 30, поэтому на покраску одной лошадки уходит порой два месяца. Это позволяет добиться более реалистичного эффекта. В итоге получается эксклюзивная работа, которая становится более ценной», — отмечает Ирина.

Иногда Ирина изменяет и саму скульптурную основу: спиливает и убирает какие-то части, дополняет статуэтки новыми деталями из эпоксидных материалов. Для спиливания деталей дизайнер использует строительные инструменты, а для лепки — стоматологические инструменты и стеки. Все необходимое для творческого процесса Ирина заказывает через интернет.

«Я спилила у маленького коня хвост и гриву, вылепила новые и поработала с центром тяжести, добавив в тело тяжелые болтики, чтобы он мог стоять самостоятельно, без опорного хвоста», — рассказала Ирина.

Испанская лошадь с подвязанным хвостом. Фото: "Республика"/Кирилл Оськин

Испанская лошадь с подвязанным хвостом. Фото: «Республика»/Кирилл Оськин

В результате получилась фигурка испанской лошади с характерным подвязанным хвостом. Дизайнер отмечает, для создания реалистичных статуэток нужно хорошо знать анатомию лошадей. Ирина учится по книгам, читает статьи в интернете. Кроме того, она купила специальную модель лошади, у которой хорошо видны все мышцы.

Свои скульптуры

Помимо кастомайзинга, Ирина изготавливает и свои собственные скульптуры лошадей. Для этого она использует скульптурный пластилин без содержания серы, который не затвердевает и не дает реакции при отливке.

Готовую фигурку в коробке Ирина осторожно отвозит на машине в литейную мастерскую в Санкт-Петербург. Там строго по образцу отливают тираж фигурок из пластика.

 

Помимо фигурок лошадей, Ирина делает барельефы лошадей, которые люди вешают в качестве украшений на стены или ставят на полки. Одной из идей стало создание барельефа лошади породы арабского скакуна в виде подковы. Лошадей этой породы отличает характерный изгиб морды.

 

Сначала барельефы делают из глины или пластилина, а потом, так же, как и статуэтки, отливают в литейных мастерских. Ирина расписывает их маслом, и они «оживают».

Конное шоу

Ирина рассказала, что в Америке есть целая традиция устраивать шоу и аукционы фигурок лошадей. Известная фирма Breyer сначала делала лошадок в качестве игрушек для детей, потом их стали коллекционировать взрослые и состоятельные люди. Постепенно статуэтки признали предметом искусства и даже вариантом для инвестиций: после участия в выставках и получения наград их цена существенно возрастает.

«Это своеобразная игра для богатых людей в свой особый мир. Кроме того, нередко люди хотят видеть на своей полочке дома скульптуру лошади, которую они держали в реальной жизни», — рассказала Ирина.

Отметим, что работы карельского мастера не раз занимали призовые места на различных конных шоу в США, Великобритании.

Заказы из России и санкции

Сейчас у Ирины становится всё больше заказов из России. К ней обращаются коллекционеры из разных регионов страны.

«Недавно я покрасила коня для коллекционера из Ямало-Ненецкого автономного округа. Меня радует то, что россияне стали больше интересоваться такими вещами», — рассказала Ирина.

Дизайнер отмечает, что, если делать фигурку, думая о будущей прибыли, ничего не получится, нужно вкладывать душу, и только тогда рождается произведение искусства, которое нравится истинным ценителям.

Ирина Векслер. Фото: "Республика"/Кирилл Оськин

Ирина Векслер. Фото: «Республика»/Кирилл Оськин

Санкции на дело Ирины пока не сильно повлияли. Хотя, как правило, литейные мастерские используют зарубежные материалы. Мастер надеется, что для скульптурных основ появятся российские аналоги.

«Я настроена оптимистично. Думаю, что в условиях импортозамещения в России появятся хорошие пластики. Санкции простимулируют российское производство», —  говорит Ирина.

Недавно заводчики лошадей породы «Владимирский тяжеловоз» из Санкт-Петербурга увидели в Сети работы карельского дизайнера и пригласили Ирину в гости.

«Я увидела лошадей вживую и убедилась в том, что правильно передаю анатомию при создании фигурок. Животные оказались невероятно общительными, ласковыми и добрыми», — рассказала мастер.

Ирина устроила там фотосессию с тяжеловозами, которые оказались очень грациозными. Публикуем эту красоту.

 

Проект «Делаем в Карелии» рассказывает о людях, которыми мы восхищаемся. На них просто смотришь и веришь: у тебя тоже получится. Чем так вдохновляют эти люди? Они делают свое дело. Им непросто. Часто — совсем невесело. Бывает, они тоже унывают и сдаются. Но они продолжают работать. Ловить рыбу или разводить кур, строить дома или варить сыр. Да, песни петь, наконец. Но так, чтобы жизнь вокруг наполнялась смыслом. О неравнодушных. О тех, кому больше всех надо: предпринимателях, фермерах, общественниках, массовиках-затейниках. О тех, кому всегда есть чем заняться.