Евгений Жирнель: в решении вопроса о зоне продажи алкоголя власти встали на сторону бизнеса

3 июня Петросовет проголосовал за разрешение продавать алкоголь в десяти метрах от детских, спортивных, медицинских, образовательных учреждений. Решение вступает в силу с 1 сентября. Но среди общественности оно вызвало большой резонанс.

3 июня Петросовет проголосовал за разрешение продавать алкоголь в десяти метрах от детских, спортивных, медицинских, образовательных учреждений. Решение вступает в силу с 1 сентября. Но среди общественности оно вызвало большой резонанс.

В Общественной палате Карелии на базе комиссии, которая занимается вопросами экономики и поддержки предпринимательства, была создана рабочая группа. Её участники поставили задачу – всесторонне изучить вопрос — и начали с того, что отправили запросы во все муниципальные образования республики, а также в республиканское Министерство образования и МВД. К 28 июля в Общественную палату пришли ответы на запросы. О том, каковы результаты данного мониторинга, нам рассказал руководитель рабочей группы ОП, кандидат экономических наук Евгений Жирнель.

— Такое решение Петросовета вызвало большой резонанс и даже возмущение. Мы понимаем, что здесь пересекаются нравственные вопросы с экономическими, поэтому мы решили разобраться в этом вопросе более детально. В письмах к администрациям муниципалитетов мы задавали следующие вопросы: какие торговые предприятия попадают в зону более 10 метров (15, 20, 50), дать оценку возможных экономических потерь от увеличения этой зоны, сколько в связи с этим будет сокращено рабочих мест и сколько не поступит налогов.

Из ответов видим, что предлагаемая 10-метровая зона в Петрозаводске – одна из минимальных. Есть места, где это расстояние равно 50 метрам. Но тут стоит понимать, что ставить город и небольшую деревню рядом некорректно. В Петрозаводске плотность строений высокая. При этом замечу, что в Санкт-Петербурге этот показатель ещё выше, а там зона определена в 15 метров.

Далее, если мы говорим об экономических интересах и интересах бизнеса, то это не всегда одно и то же, потому что интересы бизнеса – это интересы конкретной торговой точки. А с точки зрения экономики в целом не столь принципиально, будет ли на этом месте продаваться алкоголь либо там откроют парикмахерскую или что-то другое. Мы прекрасно понимаем, когда площадь невозможно использовать в каких-то целях, предприниматель ищет альтернативные способы, которые будут в допустимой законом плоскости. Поэтому спекулировать по этому вопросу не стоит. Можно провести аналогию с запретом на игорный бизнес. Безусловно, это привело к закрытию точек и рабочих мест, к снижению отчислений по налогам. Но таково было решение власти, его нужно было исполнять, а на местах игорных заведений открылись другие предприятия. Стоит понимать, что у любого решения есть проигравшие, а в вопросе о 10-метровой зоне Петросовет встал на сторону алкогольного бизнеса.

При этом было решено сохранить все работающие торговые точки. Хочу заметить, что сегодня только несколько магазинов и кафе в городе пострадают от увеличения допустимого расстояния, например, в два раза. Однако установление 10-метровой зоны может привести к открытию новых магазинов, продающих спиртное рядом с детскими учреждениями. Сейчас их там нет, но если разрешено торговать – они появятся.

Кстати, по поводу общественности. Администрация города предварительно интересовалась мнением бизнеса. Однако нам неизвестно, проводились ли консультации, например, с педагогической общественностью.

Мы также спрашивали мнение предпринимателей по этому вопросу, и некоторые согласились, что это расстояние могло бы быть увеличено. Из Министерства образования нам ответили, что там считают сокращение зоны торговли спиртным «недопустимым и направленным против интересов несовершеннолетних». А вот только некоторые цифры из ответа МВД: в Петрозаводске несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения совершено 198 правонарушений, на наркологическом учете состоит 141 ребенок. Много это или мало? Думаю, каждый из этих случаев сам по себе трагичен.