Дожди покажут: что происходит с дорогами Петрозаводска

Разбираемся, почему городские власти не приняли дороги, отремонтированные Кондопожским ДРСУ. Есть ли шанс, что недочеты исправят. И что особенно беспокоит заслуженных дорожников в транспортной инфраструктуре карельской столицы.

Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Жалобы на состояние петрозаводских дорог передаются у жителей города из поколения в поколение. Но если раньше проблемы с асфальтом объяснялись отсутствием денег, то сейчас при большом объеме средств, которые выделяются на строительство и ремонт дорог по федеральным и республиканским программам, причины кроются в некачественных работах, говорят специалисты. Вина ложится на подрядчиков, которые не могут сделать всё по нормативам с первого раза и в срок.

Можно вспомнить печальный опыт работы компании «Ремстройкомплект», закончившийся сошедшим по весне асфальтом и уголовными делами, или масштабное кернение асфальта на всех улицах в прошлом году — сначала в попытке найти отклонение от стандартов, а затем чтобы доказать соблюдение технологий.

В этом году городские власти заложили 367 миллионов рублей на ремонт 15 дорог и 15 тротуаров, а также на ремонт так называемыми «картами» — когда меняется не полностью полотно, а его небольшая часть. Деньги поступили в городской бюджет к 100-летию Карелии, и в конце марта на портале госзакупок была размещена документация об аукционе.

19 мая определился победитель. Кондопожское ДРСУ, несмотря на эпидемиологическую ситуацию, взяло на себя обязательство выполнить все работы, предусмотренные контрактом, до 30 августа.

Без уклона

Выдержать сроки подрядчику не удалось. На дворе октябрь, а администрация города приняла работу лишь на одной дороге из 15 — на Вознесенском шоссе, а также ремонт дорог «картами». Еще 14 городских магистралей и 15 тротуаров остаются не принятыми, а жители Петрозаводска сами тротуары окрестили «корытами с водой».

Тротуар на улице Свердлова. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Тротуар на улице Свердлова. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

В ближайшие дни количество принятых объектов может вырасти, поскольку сейчас взяты пробы асфальта на отремонтированных участках и заказчик ожидает вердикта лаборатории. Основные же недочеты видны невооруженным глазом как раз на тротуарах. По мнению начальника управления дорожного хозяйства и транспорта Андрея Маслякова, дорожные рабочие не предусмотрели создание уклона для стока воды.

Андрей Масляков. Фото: "Республика"/Любовь Козлова

Андрей Масляков. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

Советский мост. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Советский мост. Фото: «Республика»/ Сергей Юдин

«У нас отвод воды организуется путем создания необходимых уклонов. После разборки тротуара должно установиться его основание, потом уже должен укладываться асфальтобетон сверху. При выполнении этих работ должны быть заданы, скажем так, определенные уклоны, которые нам обеспечат сток воды. Либо по краям тротуара, либо по продольному профилю она должна стекать», — пояснил Масляков в разговоре с «Республикой».

Городские власти находятся в ежедневном контакте c Кондопожским ДРСУ и рассчитывают, что подрядчик до наступления зимних холодов сможет выправить ситуацию.

«Подрядчик за свой счет или будет перекладывать асфальтобетонное покрытие, либо за свой счет будет устанавливать инженерное сооружение в виде отводного лотка», — предположил варианты выхода из ситуации начальник управления, отметив, что после предъявления обоснованных претензий дорожники уже исправили основные недочеты на тротуаре улицы Ровио.

Тротуар на улице Ровио. Фото: "Республика"/Максим Алиев

Тротуар на улице Ровио. Фото: «Республика» / Максим Алиев

Безусловно, этот год для всех предприятий выдался проблемным из-за пандемии и дорожники обращались в администрацию с просьбой сдвинуть сроки выполнения работ, однако получили отказ. «На этапе заключения контракта подрядчик уже знал о ситуации с коронавирусом, и все свои риски он должен был предусмотреть», — пояснили в мэрии.

Узнать мнение самих дорожников не получилось. Заместитель директора Кондопожского ДРСУ, которому мы смогли дозвониться, не стал комментировать ситуацию.

Впрочем, ситуация с тротуарами Петрозаводска меркнет по сравнению с результатами работ по благоустройству общественных территорий. Ремонт лестниц, облагораживание скверов и других общественных пространств в этом году грозит обернуться настоящим скандалом.

 

«Всем подрядным организациям были начислены штрафы за несоблюдение графиков производства работ, за технологические ошибки в производстве работ, за непредставление исполнительной документации. Суммы штрафов варьируются от 600 тысяч рублей до миллиона в зависимости от стоимости муниципального контракта», — говорится в сообщении администрации. Городские власти грозят повторными штрафами, но ситуация пока с места не двигается. К слову, на благоустройство этих территорий было выделено больше 300 млн рублей.

Больше всего претензий у мэрии к компаниям ООО «СМС», ООО «Свой дом», ООО «Онего-Строй» и ООО «ЕвроМодуль». Во многих местах подрядчики даже не приступали к укладке асфальта или брусчатки, а зима уже не за горами.

 А по проекту?

На неочевидный (по крайней мере для людей, не связанных с дорожной отраслью) нюанс в дорожном ремонте обратили внимание в общественном совете при Минтрансе Карелии. Подписи под обращением к главе Петрозаводска поставили председатель общественного совета Николай Скресанов, почетный работник дорожной отрасли Карелии Геннадий Тимохов и руководитель рабочей группы по контролю качества дорог общественного совета Александр Беляков.

В своем письме авторы обращают внимание на недочеты с проектной документацией. Например, больше десятка опор контактной сети на улице Калинина стоят посреди свежеотремонтированного тротуара, а ограждения или обустроенные обходы отсутствуют. В других местах опоры устанавливаются слишком близко.

Тротуар на ул. Калинина. Фото: "Республика"/Максим Алиев

Тротуар на ул. Калинина. Фото: «Республика» / Максим Алиев

Например, по мнению авторов послания, близость опор к проезжей части на улице Лососинской ведет к тому, что, когда возникнет необходимость расширять проезжую часть, стоимость работ существенно вырастет.

В письме также указывается, что при проектировании лестничных спусков не были учтены пандусы, а сам бордюрный камень используется нерационально. Если раньше поребрик заглубляли на 10 см, оставляя над поверхностью порядка 5 см, сейчас, по подсчетам авторов послания, камень зарывают в землю на 15-17 см, фактически «хороня» там бюджетные средства.

 

«Почему при установленной отметке в 3-5 см до верха поребрика от поверхности покрытия тротуара предусмотрен в сметной документации и принят к оплате газонный бортовой камень высотой 20 см?», — говорится в письме на имя Ирины Мирошник.

Впрочем, в письме есть и более глобальные вопросы, затрагивающие будущее дорожной инфраструктуры Петрозаводска. Древлянка разрастается, однако проекта по расширению улицы Университетской до четырех полос и созданию новой магистрали, соединяющей улицы Попова и Университетскую, до сих пор нет, более того, саму магистраль в городской администрации предлагают сузить с четырех полос до двух. Это, по мнению дорожников, подписавших письмо, вызовет большие транспортные проблемы, которые не идут ни в какое сравнение с лужами на тротуарах.