В Великий вторник верующие продолжают готовиться к празднику Пасхи. В церкви на службе вспоминают деяния Иисуса в Иерусалиме за два дня до ареста иудейскими стражами: обличение Иисусом книжников и фарисеев, притчи, сказанные в этот день в Соломоновом храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, о десяти девах и о талантах.
Первосвященники и старейшины слышали то, что говорит Иисус, и пытались схватить его и убить. Но открыто напасть на него им не давал народ, который почитал его за пророка и с наслаждением слушал его учения.
— Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли на встречу жениху; из них пять было мудрых и пять неразумных; неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла, мудрые же, вместе со светильниками своими взяли масла в сосудах, своих, — говорится в Евангелии от Матфея.
Пять мудрых и пять неразумных дев обозначают всех христиан. Одни из них мудры по своей вере, добродетельной жизни и готовности к смерти, а другие неразумны – по своему маловерию и равнодушию, порочной жизни. Светильники – это души людей, масло – милостыня и другие добрые дела. Жених – Иисус Христос.
Согласно православному вероучению, все люди выйдут на суд Иисуса: сначала после смерти, а потом – после воскресения из мертвых. Христос милостив и не прерывает жизнь людей, давая им возможность покаяться. Но люди забывают о том, что рано или поздно конец наступит.
Согласно притче, в полночь раздается крик о приходе жениха. Тогда все жены встрепенулись и зажгли свои светильники. Мудрые жены запаслись маслом (добрыми делами), а светильники неразумных начали угасать. Они спохватились и пошли искать елей, но уже поздно.
Эта притча призывает христиан всегда «бодрствовать» душой, целомудрием, милостынею, добрыми делами, а не дожидаться последнего момента.
В Великий вторник, как и в понедельник, верующие стараются посещать все службы в церкви, читают Евангелие и усиленно постятся.