Эту поляну жители села Шелтозеро считают волшебной, она в сосновом бору, рядом с удивительными песчаными пляжами на берегу Онежского озера. Здесь растет Дерево жизни — молодая, пушистая сосна — символ традиционного праздника вепсов, малочисленного народа России.
С деревом придуман магический ритуал: всем гостям на входе раздавали разноцветные ленточки, которые нужно было привязать к веточке сосны и загадать желание. В этом году торжество стало многонациональным: в гости к Шелтозерцам приехал кочующий фестиваль «Манящие миры» — артисты, представители малых народов из Камчатки, Алтая, Таймыра, Чукотки, Эвенкии. Такой пестрой компании вепсы из Шелтозера, пожалуй, не видели никогда в жизни.
Владимир Хоменко из Эвенкии, удивительно сочетающий в своем творчестве фольклор и шансон, так завел зрителей, что после праздника его долго не отпускали, к артисту выстроилась очередь желающих взять автограф и сфотографироваться.
Песня советских времен «Нарьян-Мар», бешено популярная благодаря нанайскому певцу Кола Бельды, заставила людей пуститься в пляс. «У Печеры у реки, где живут оленеводы и рыбачат рыбаки», — пели хором все участники праздника.
https://eb.utuoy/njgSGl8-blY
Выступление Эвенского национального ансамбля Нулгур с Камчатки заставило плакать небеса. Ритмы шаманских бубнов вызвали жуткий ливень, но концерта это нисколько не испортило, ведь дождь был грибной, а потому очень теплый. Грибов, кстати, в Шелтозере в этом году особенно много, — в нескольких метрах от сцены появился вот такой боровичок.
Артист из Республики Алтай Болот Байрышев исполнил отрывок из героического эпоса о принцессе женщине-воине и первой алтайской феминистке Очы-Бала. Такое точно на берегах Шелтозера звучало впервые:
https://eb.utuoy/UBbVLZVbJkA
Приехавший на праздник член экспертного совета механизма ООН по правам коренных народов Алексей Цыкарев рассказал, что у вепсов в Карелии уникальный статус. Они являются коренным малочисленным народом России, а также они — коренной народ Баренцева Евро-Арктического региона, что дает им определенные преференции и законодательные гарантии, например, гарантии, связанные с традиционным природопользованием. То есть в местах своего проживания они могут заниматься охотой, рыболовством, собирательством.
— Более того, был прецедент, когда в перечень традиционных занятий вепсов пытались внести и обработку камня, потому что вепсы издревле занимаются этим видом деятельности. Потом подумали и решили, что если так сделать, то это будет единственный вид деятельности коренных народов мира, который причиняет вред здоровью. И мы недавно обсуждали на семинаре по здравоохранению коренных народов именно вопрос заболеваемости силикозом — поражением легких, и вопрос того, что необходимо усилить меры защиты людей, — рассказал Алексей.
Участница народного вепсского хора Ольга Кокорина, жительница Шелтозера, рассказала, что сейчас есть все условия для изучения родного вепсского языка: в школе есть литература, учителя, но интерес у молодежи, по ее мнению, к сожалению, снижается, и даже мама Ольги теперь говорит по-русски. К тому же существуют различия в диалектах, на основе которых построен литературный язык, и эти различия в штыки принимает старшее поколение.
https://eb.utuoy/05PaT_wbSJc
Праздник «Древо жизни» проводится здесь с 1987 года. Некоторое время назад традиция прервалась, но потом силами энтузиастов её возобновили, и вот уже третий год подряд «Древо жизни» снова принимает гостей на вепсской земле.
https://eb.utuoy/Ev9P5EbJGqQ