Суоярвский округ: чем выгодно объединение муниципалитетов

Суоярвский район стал первым в Карелии, где захотели объединить все поселения в один муниципальный округ. Такой законопроект уже одобрили на заседании профильного комитета Заксобрания. 26 мая документ рассмотрят все региональные парламентарии. О том, чем хороша одноуровневая система местной власти, — в материале «Республики».

В федеральном центре разработали законопроект о переходе с двухуровневой системы местного самоуправления на одноуровневую. Сейчас свои бюджеты, администрации и советы депутатов имеют все районы республики и все поселения, как сельские, так и городские. Одноуровневая система состоит из городских и муниципальных округов. По этой модели все поселения района объединяются в один муниципальный округ, ему передаются поселенческие полномочия, на этом уровне действует и единый орган представительной власти — местный совет депутатов.

Не дожидаясь принятия федерального закона, некоторые регионы страны готовятся к переходу к муниципальным округам. Например, Калининградская, Архангельская, Вологодская области. В Карелии первым стал Суоярвский район. Депутаты Суоярвского городского поселения подготовили законопроект, согласно которому все пять поселений (Суоярвское городское, Поросозерское, Найстенъярвское, Вешкельское и Лоймольское сельские поселения) объединяются в один муниципальный округ. С единым бюджетом, полномочиями, советом из 15 депутатов. После многомесячного обсуждения с населением четыре поселения согласились на такой переход. Одно — Вешкельское сельское — оказалось против.

В Суоярви. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

В Суоярви. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

В начале недели законопроект от Суоярвского района рассмотрели в Заксобрании республики на комитете по государственному устройству и местному самоуправлению. В малом зале карельского парламента, в частности, собрались главы администраций и депутаты всех поселений этого района.

«Этот вопрос обсуждался в течение нескольких лет, — отметила глава Суоярвского района Наталья Васенина. — Ничего нового мы не придумали. До 2005 года, когда у нас образовались поселения, мы в принципе жили единым муниципальным округом. У нас был районный совет, в котором были 15 депутатов практически из всех крупных населенных пунктов района. Мы этот вопрос очень серьезно изучали, смотрели опыт других регионов, например, в Московской, Вологодской областях. За последние годы у наших поселений остались очень незначительные полномочия, в основном, они касаются культуры, практически все свои полномочия поселения передают на уровень администрации района».

Наталья Васенина. Фото из личного архива.

Наталья Васенина. Фото из личного архива

Несмотря на оставшиеся небольшие полномочия у поселений, в каждом есть свои советы депутатов, свой штат чиновников, получающих зарплату. И одна из главных причин необходимости объединения — экономия средств и необходимость эффективного их использования.

«Двухуровневая система была неэффективной, — заявил на заседании комитета вице-спикер Заксобрания Илья Раковский. — Она не про представительство, не про поддержку инициативы. И любая неэффективность стоит денег. Любая поселенческая сессия — это множество вопросов, их юридическая экспертиза, финансовые последствия, Контрольно-счетная палата должна посмотреть бюджет, который делают коллеги на местах. Это всё стоит какого-то количества рабочего времени, и это стоит денег. В Беломорском районе между Сосновцом и Летнереченским 16 километров, но каждый из них имеет свою самостийность, совет, собрание, печати. Есть ли в этом необходимость? Или нам нужно просто больше дать финансирования на нижний уровень? Есть поселения, у которых очень серьезная разница бюджетной обеспеченности. Особенно на севере. В одном поселении решают, построить им стадион или еще что-то, а другое элементарно не может за освещение заплатить».

Илья Раковский. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Илья Раковский. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

С единым бюджетом одного муниципального округа неровности в финансовой обеспеченности поселений должны исчезнуть. Более того, республике не нужно будет выделять средства на так называемое «выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений», когда бюджеты бедных муниципалитетов «дотягивали» до нужного уровня за счет региональной казны.

«На данный момент мы находимся в плачевном состоянии, — сообщила глава Найстенъярвского сельского поселения Наталья Осипова. — У нас мизерные поступления в бюджет. При объединении у нас будет общий, единый бюджет. Соответственно, не будет возникать проблем с расчисткой дорог, с их освещением. Люди будут лучше жить».

Республиканская власть также поддержала инициативу Суоярвского района.

«Простая математика показывает, что это единственно верный путь, — отметил представитель главы Карелии в Заксобрании Юрий Шабанов. — Более того, это общемировая тенденция. Рядом Финляндия объединяет коммуны, исходя из финансовой составляющей. Сегодня бюджеты поселений на 70-90% тратятся на исполнение обязанностей чиновников. Эти деньги можно направлять на решение конкретных задач».

Председатель парламентского комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Анна Лопаткина озвучила вопрос, который сегодня задают многие жители Суоярвского района.

«А не нарушится ли связь между жителями и администрациями, смогут ли территориальные органы власти решать эти вопросы?» — спросила депутат Лопаткина.

Анна Лопаткина. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин.

Анна Лопаткина. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

«Когда мы будем работать над уставом, над другими нормативными документами нового совета депутатов, то, безусловно, мы вернемся к тому хорошему, что было в районе до 2005 года, — ответила Наталья Васенина. — Когда Дни администрации проводились в каждом населенном пункте. И мы предлагаем внести в документы положение о том, что выездные сессии совета депутатов должны проходить минимум пять раз в год с учетом пяти поселений района. Чтобы мы на эти сессии брали вопросы, которые интересуют конкретную территорию».

Отдельно участники заседания обсудили проблемы, которые при двухуровневой системе местного самоуправления возникают в сфере благоустройства территорий. Речь идет о так называемом инициативном бюджетировании. В Карелии это программы поддержки местных инициатив, «Народный бюджет», «Комфортная городская среда» и работа ТОСов. Проблему обозначила глава Лоймольского сельского поселения Ольга Кузнецова: активные жители того или иного поселения хотят благоустроить, допустим, стадион, но по документам этот объект не в их собственности, он принадлежит району — приходится тратить больше времени и денег на вполне понятный и нужный проект.

«С этой двухуровневой системой, к сожалению, мы превратились в натуральную бюрократию, — заявил глава администрации Суоярвского района Роман Петров. — Для примера: в поселке Гумарино у нас есть решение суда предоставить квартиру. Занимаемся этим уже полтора года. И только неделю назад мы подписали договор социального найма и предоставили квартиру этому человеку. Мы уйдем от этой бюрократии».

В результате члены комитета единогласно поддержали решение рекомендовать Законодательному собранию Карелии принять законопроект об объединении всех поселений Суоярвского района во втором, окончательном, чтении. Региональный парламент рассмотрит этот вопрос 26 мая.

Законодательное собрание Карелии. Фото: "Республика"/Илья Прохоров

Законодательное собрание Карелии. Фото: «Республика»/Илья Прохоров