Алексей Лучин: «Развитие местного самоуправления не должно отставать от реалий жизни»

Развитие местного самоуправления должно идти в ногу с меняющимися условиями жизни, в том числе растущим запросом общества на доступность и эффективность муниципальной власти, считает глава Прионежского района Алексей Лучин.

Развитие местного самоуправления должно идти в ногу с меняющимися условиями жизни, в том числе растущим запросом общества на доступность и эффективность муниципальной власти, считает глава Прионежского района Алексей Лучин.

Именно на это, по его мнению, направлены стартовавшая в России реформа МСУ и подписанные Президентом России поправки в закон о местном самоуправлении. Напомним, они подробно обсуждались вчера на заседании совета при главе государства по развитию местного самоуправления, в котором принял участие руководитель Карелии Александр Худилайнен .

— Очень важно, что самое пристальное внимание обращено на то, как соотносятся количество исполняемых муниципальными образованиями полномочий и финансовая база муниципалитетов. Когда у поселений не хватает средств на выполнение возложенных на них задач, это означает не только то, что жители не получают тех услуг, которые им должны предоставляться, это очень сильно сказывается и на уровне компетентности, качестве местной власти в целом. Зачастую бывает, что и у ответственных, неравнодушных руководителей опускаются руки, когда они понимают, что объективно не в состоянии справиться со всем объемом полномочий. Отсюда текучка кадров в муниципальной власти, потеря квалифицированных специалистов, — говорит Алексей Лучин.

Глава Прионежского района отмечает, что эта тема подробно обсуждалась муниципальным сообществом с Александром Худилайненом, был предпринят ряд мер, которые были возможны в рамках действовавшей системы МСУ.

— Речь шла, например, о таких функциях, как обеспечение антитеррористической безопасности, которые вообще, по логике, не свойственны поселениям и не исполнимы на их уровне. А также о некоторых полномочиях, которые касаются огромного пласта проблем в ЖКХ, социальной сфере, области культуры и так далее. Наш диалог привел к тому, что сейчас баланс в разграничении полномочий сдвинулся на уровень районов, куда были переданы ряд функций от поселений. Это правильно, поскольку на районном уровне есть кадры, чтобы выполнять эти задачи. Хотя при этом, конечно, проблема финансового обеспечения полномочий остается острой. И очевидно, что необходим следующий шаг к тому, чтобы сбалансировать систему местного самоуправления, — поясняет Алексей Лучин.

Этим шагом, по его мнению, стали поправки в 131-й закон. Напомним, что они закрепляют за региональными властями право перераспределять некоторые полномочия между субъектом Федерации и муниципалитетами.

— Во-первых, четко сказано, что при передаче полномочий должно быть предусмотрено финансовое обеспечение. Во-вторых, речь идет о повышении самостоятельности регионов при разграничении полномочий. Это очень актуально, потому что каждый регион сможет адаптировать взаимоотношения с муниципалитетами под свою специфику. У нас ведь не только субъекты Федерации отличаются друг от друга, но и в самих регионах есть более или менее развитые территории. Карелия в этом плане яркий пример: у нас есть, к примеру, отдаленные северные районы со своими особенностями, их надо учитывать, принимая во внимание не только то, будет ли достаточно у муниципальных образований возможностей исполнять полномочия, но и то, как будет контролироваться это исполнение. Полугодовой период, который дан регионам для принятия своих законов об МСУ, предоставляет нам возможность подробно, в режиме открытой дискуссии обсудить со всеми уровнями и ветвями власти, как изменить систему МСУ так, чтобы она стала наиболее близкой, доступной для граждан, — считает Алексей Лучин.

Прокомментировал глава Прионежья и предоставленное отныне регионам право определять способ избрания глав муниципальных образований. Отметим, что сам Алексей Лучин был избран на прямых выборах, однако полагает, что модель, когда главы избираются из состава представительного органа власти, возможно, имеет больше плюсов.

— Во-первых, она не столь финансово затратна для муниципалитета. Это, конечно, не самое главное соображение, но все-таки существенное, учитывая, что в муниципалитетах огромное количество повседневных, кричащих проблем, на которые нужны средства: дороги, коммунальные сети, ветхое жилье и так далее, — говорит Алексей Лучин.

Во-вторых, считает глава Прионежья, эта модель не отстраняет граждан от участия в избирательном процессе, ведь люди сами напрямую выбирают депутатов районных советов или советов поселений, которые потом из своего состава выбирают руководителя муниципального образования.

— Я надеюсь, такая схема будет стимулировать граждан ответственнее подходить к выборам своих представителей в местные органы власти. В-третьих, это существенно снижает политизированность и ангажированность выборного процесса глав муниципальных образований. Ведь не секрет, что в тех или иных муниципалитетах выборы нередко превращаются не в реальную борьбу кандидатов, а в борьбу технологий и кошельков. При этом сегодня практически отсутствует действенный механизм отзыва избранного прямым голосованием руководителя, если он не оправдал доверие избирателей, проявил некомпетентность, халатное отношение к работе. При избрании главы из состава депутатов вопросы контроля и ответственности решаются эффективнее и оперативнее, что опять же должно повысить качество местного самоуправления, — полагает Алексей Лучин.