Есть корова – нет быка. Как хочу я молока!

В карельской деревне Типиницы живут две одинокие коровы и телка. Быка в деревне нет, а без «мужского» внимания буренки отказываются давать молоко. Из-за этого страдают и местные жители, и приезжие любители молока. Почему соседний совхоз отказывается помочь сельчанам, знает ли о проблеме министр сельского хозяйства и как решить ее по-комсомольски, рассказывает уроженка Типиниц Надежда Акимова.

Начинается лето, школьные каникулы, и бабушки в деревнях готовятся встречать своих городских внучат. Где и оздоравливать их, замученных учебой, городским шумом и выхлопными газами от множества машин, как не вдалеке от цивилизации? У бабушки в деревне и дышится лучше, и аппетит на вольном воздухе – будь здоров! Плюс – молоко от знакомой коровы. Чистое здоровье! Да вот беда – все-таки сказывается отсутствие цивилизации…

Такая вот история. Каждое лето я покупаю молоко у одной и той же хозяйки, по соседству. И хозяйка, и корова вполне нас устраивают, за качество молока можно не волноваться. Но вот количество… В последнее время молока стало не хватать на всех желающих. «А это потому, — объяснила хозяйка, — что корова в этом году не обгуляна. Быка нет».

В самом деле, быка в деревне Типиницы нет. Есть еще одна корова и телка. Эта вторая корова в прошлом году погуляла с бычком — сыном первой коровы — и вот принесла телку. А родственное скрещивание не приветствуется, как у людей, так и у животных. Ну, не получается у них ничего, рОсти не рОсти своего бычка…

Деревня Типиницы

Типиницы. Фото: strannik-s-p-b.livejournal.com

Я вспомнила про цивилизацию, говорю своей хозяйке – мол, искусственное осеменение ведь существует? Рядом – большой совхоз «Толвуйский», помогут, может? Бесполезно обращаться, машет та рукой, не ездят они по частным хозяйствам, даже если заплатить и наготово привезти.

Честно скажу, не поверила, сама поехала к зоотехникам бывшего совхоза «Толвуйский».

В ходе разговора в кабинете зоотехников три приветливые женщины предложили мне разделить с ними чаепитие. Мы обсудили все возможные варианты выхода из положения, в котором оказалась корова в нашей деревне и ее жители — «заложники» этой проблемы, и пришли к одному решению: надо корову везти в Великую Губу. К быку. Наоборот – просто опаснее, это же бык, может учудить что-нибудь, отвечай потом…

Я робко заикнулась: мол, может, все-таки легче зоотехника в деревню зазвать, специалиста по осеменению? В крайнем случае просто приобрести здесь семенной материал и самим провести необходимую процедуру (моя вторая соседка в свое время была премирована за 100-процентное осеменение коров на ферме в совхозе «Прогресс», и она согласилась сделать это!).
Но три зоотехника решительно сказали: нет! Во-первых, это не входит в круг их обязанностей, во-вторых, в частном хозяйстве не обеспечить стерильные условия, в-третьих, нет гарантии, что получится все с одного раза.

Я еще все-таки показала специалистам термос, в котором надеялась привезти в деревню семенной материал, но и этот мой порыв оказался напрасным.

— Этот не подойдет точно… А свой сосуд мы даже Романову не дали, когда он попросил. Сломает – отвечай потом… дорогой, и только в Москве можно купить…

Ну, если не дали даже Феликсу Романову, главе фермерского хозяйства в Лебещино, что под Толвуей… Но он-то как-нибудь выкрутился…

Я вернулась в Типиницы ни с чем. Мне нечего сказать хозяйке нашей коровы. По дороге домой пыталась представить, как в 1959 году наша семья переезжала из Великой Губы в Ведлозеро – через Петрозаводск и Пряжу – с коровой. Папу назначили тогда директором Ведлозерской средней школы, а семья была большая, и он не смог оставить нас без коровы-кормилицы. Вот и сейчас – что за деревня без коровы? Летом население здесь увеличивается почти втрое за счет детей-внуков-правнуков, приезжающих в гости к родным. Но и зимой здесь живут люди, по официальной переписи населения – 24 человека. Это не самая маленькая деревня в Карелии, таких много, и они хотят не просто выживать, а жить. Может быть, наконец-то прошло время «неперспективных деревень» — я вижу, что все больше интересных молодых людей приезжает сюда на постоянное место жительства, строят теплые дома, привозят семьи. Может быть, пришло время не говорить, а помогать делом деревне?

Коровы

Фото: mota.ru

Сегодня в Толвуе ждут министра сельского хозяйства республики, сообщили мне вчера зоотехники. Вот кому надо задать мои вопросы! Хотя навряд ли министр в курсе проблемы, сказали мои собеседницы, он пока еще исполняющий обязанности. Может, хотя бы прояснит ситуацию с совхозом – продадут-не продадут… обозначит форму собственности… До коровы ли тут в каком-то единоличном хозяйстве.

И все-таки как решить проблему? Помнится, было Заонежье (в составе Нечерноземья) ударной комсомольской стройкой. Если бы по-комсомольски – я объявила бы шефство крупных животноводческих хозяйств над малыми, частными. Помогали бы всем, чем могли, да так, чтобы был положительный результат. В нашем случае поехали бы специалисты-осеменители к замечательной корове в деревню Типиницы, точно так же, как ездят они и сейчас на отгонные пастбища (где как бы тоже нет стерильных условий)…Глядишь, и появился бы в скором времени свой бычок в деревне…

А может, и общественная организация «Заонежье» заинтересуется экономическими проблемами заонежан?