В Пряжинском районе Карелии составляют социальный паспорт

Документ призван свести воедино сведения о социально-экономическом состоянии муниципалитета: от темпов рождаемости до состава пряжинских семей.

Документ призван свести воедино сведения о социально-экономическом состоянии муниципалитета: от темпов рождаемости до состава пряжинских семей.

Социальный паспорт района — это свод информации о состоянии структуры населения с количественными характеристиками семей, их положения на конкретный период времени. Составляется социальный паспорт с 2007 года. Изначально он составлялся в виде аналитической записки для составления ежегодного доклада о положении детей. Поскольку нельзя дать характеристику положению детей без учета состояния семьи, постепенно стали собираться сведения о семьях: общее количество, количество неполных, многодетных, малообеспеченных и других. О составляющих социального паспорта Пряжинского района рассказала замглавы районной администрации Татьяна Сеппянен.

Детей больше, смертей — тоже

— К сожалению, этот документ не является универсальным, его данные не всегда объективны, а порой даже противоречат действительности. Это связано с тем, что у большинства учреждений социальной сферы свои подходы к сбору информации, — сказала Татьяна Сеппянен. — Например, количество детей от 0 до 6 лет не совпадает у ЦРБ, учреждений образования и ЗАГСа. Однако сегодня это единственный документ, по которому можно анализировать состояние семьи в Пряжинском районе, рассматривать влияние современной семейной политики на положение семей с детьми.

К позитивным изменениям в структуре населения района Татьяна Сеппянен относит рост численности детей и связывает его с мерами демографической политики, проводимой в стране. Но в целом даже материнский капитал не вывел район из «демографической ямы», и рост рождаемости не перекрывает показателей смертности в районе, показатель смертности доминирует.

Одной из причин опережения показателей смертности видится несовершенство системы здравоохранения. С 2007 года в районе в два раза сократилось количество ФАПов, сегодня их осталось лишь семь, регулярно работают только пять из них.

Одна семья — один ребенок

По-прежнему среднестатистической семьей в нашем районе является семья с двумя родителями, состоящими в браке, и одним ребенком. В таких семьях проживает почти половина всех несовершеннолетних детей. А это значит, что ребенок проводит свободное время дома среди взрослых и практически лишен полноценного общения с братьями и сестрами.

Но самое пристально внимание — к «особенным семьям», жизнь которых осложнена различными обстоятельствами. Из общего количества таких семей 10% ­многодетные, 54% — малообеспеченные, 3% — семьи с детьми-инвалидами, 28% — неполные, 5% — замещающие семьи. Общим для них является то, что все они нуждаются в государственной поддержке и поддержке органов местного самоуправления. На сегодняшний день в Пряжинском районе каждая десятая семья — многодетная, общая их численность имела тенденцию к росту, но с первого полугодия 2015 года уменьшается.

Чуть менее трети семей в районе — неполные

— Безусловно, государство должно оказывать меры поддержки неполным семьям с детьми, но при этом оно должно поощрять и поддерживать полные семьи с детьми. В противном случае в обществе формируется искаженное представление о семейном благополучии, о ценности совместного воспитания детей обоими родителями, — считает Татьяна Сеппянен. — В безусловной поддержке со стороны государства нуждаются семьи с детьми-инвалидами, у нас их 46.

Необходима единая база

Чаще всего приходится прибегать к социальному паспорту, когда речь идет о назначении каких-либо мер материальной поддержки и расчете их количества. Сверяется такой показатель, как малообеспеченность. И одна из причин малообеспеченности (бедности и даже нищеты) — отсутствие в поселениях экономических основ для достижения благополучия, попросту безработица. Если в семье один или оба родителя безработные, это уже создает трудную жизненную ситуацию. Но если у родителей отсутствуют даже мотивы к достижению материального достатка и благополучия, то семья оказывается в ситуации социального риска. Доля семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, резко уменьшилась, так как к этой категории перестали относить малообеспеченные семьи (не все бедные семьи — неблагополучные). А вот количество семей, находящихся в социально опасном положении, остается неизменным. Это семьи, состоящие на различных формах учета, которые ведут почти все ведомства: социальная защита, органы опеки, образование, правоохранительные органы.

К сожалению, не отличается позитивной динамикой такой показатель, как лишение родительских прав. При отсутствии ресурсов для профилактики социального сиротства эта мера при всем ее социальном уродстве иногда является единственной для защиты прав детей. Показатель социального сиротства в нашем районе достаточно высок, и он значительно вырос по сравнению с 2007 годом. Конечно, основная причина социального сиротства — нищета семей, пьянство родителей, равнодушие к проблемам детей.

— Наша попытка составить единую базу пока не дала результата. Если бы существовала единая база, возможно, этот показатель был бы ниже, — считает Татьяна Сеппянен. Именно поэтому она призвала к совместной работе над созданием социального паспорта глав поселений, ведь в каждом конкретном из них ситуацию видно лучше. Возможно, в некоторых поселениях составляется свой социальный паспорт с более универсальными показателями. Совместная работа по совершенствованию данного документа позволит создать объективную картину по социально-экономическому положению семей и эффективно распределять средства консолидированного районного бюджета на реализацию целевых программ в сфере образования, культуры, социальной защиты и молодежной политики.

Материалы предоставлены районной газетой «Наша жизнь»

Специальный проект "Районы говорят"