ИПР и ФЦП: как работают важнейшие для Карелии федеральные программы

Автостанция в Пряже, газопроводы в Олонецком районе, детсад в Ильинском, котельная в Спасской Губе и промышленный парк, цифровая верфь и кластер зимних видов спорта в Петрозаводске. Десятки миллиардов рублей вкладывает федеральный центр в Карелию. Это стало возможным благодаря федеральной целевой и индивидуальной программам развития региона. Подробности - в материале "Республики".

Онежский судостроительный завод

Онежский судостроительный завод. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Федеральная целевая программа социально-экономического развития Карелии (ФЦП)

Федеральную программу приняли в 2015 году и изначально она была рассчитана до 2020 года, однако затем ее действие расширили до 2023 года, добавив новые объекты и мероприятия. В этом году по программе идет работа на 21 объекте. Всего по ФЦП власти планируют построить и реконструировать 55 самых разных объектов. В программный документ включили шесть новых объектов в социальной и транспортной сферах. На них запланированы дополнительные 6,4 миллиарда рублей. Деньги пойдут на реконструкцию моста на трассе «Кола» и участка автомобильной дороги Петрозаводск — Суоярви; строительство моста в городе Сортавала через пролив Ворссунсалми на остров Риеккалансаари; строительство спортивного комплекса, бюро судебно-медицинской экспертизы, а также строительство хирургического корпуса Больницы скорой медицинской помощи в Петрозаводске.

То есть, несмотря на громкое название, ФЦП касается совершено конкретных проблем, в том числе старых, на решение которых у руководства Карелии и Петрозаводска годами не хватало денег. Например, бюро судебно-медицинской экспертизы — это старое деревянное здание на улице Федосовой. Его давным-давно пора ремонтировать (а лучше сносить), и историческую, популярную среди туристов улицу избавлять от неприятного соседства. Поэтому бюро СМЭ  находится в целевой программе.

Дорожники приступили к ремонту одного из самых сложных участков трассы Петрозаводск - Суоярви. Фото: пресс-служба правительства Карелии

Дорожники приступили к ремонту одного из самых сложных участков трассы Петрозаводск — Суоярви. Фото: пресс-служба правительства Карелии

В этом году на выполнение программы должны потратить 2,5 миллиарда рублей.

«2021 год — решающий в реализации федеральной программы, мы должны ввести наибольшее количество объектов. Сегодня в работе находится 21 объект», — определил задачи на последнем заседании правительства министр строительства, ЖКХ и энергетики Виктор Россыпнов.

Из них сейчас заканчивают строить девять. В июле — сентябре должны ввести в строй автостанцию в Пряже, приемное отделение БСМП, газопроводы в Ковере, Туксе, Коткозере и Мегреге, детсад в Ильинском, ангиографическое отделение в Республиканской больнице, котельную в Спасской Губе. Остальные объекты должны достроить до конца года. Кроме того, в этом году власти планируют закончить три моста на дороге Суоярви — Юстозеро, а также реконструкцию улицы Куйбышева в столице Карелии.

Почти все объекты ФЦП, касающиеся Петрозаводска, дополняют друг друга. Например, появившаяся после реконструкции Куйбышева новая улица поможет не только разгрузить центр города — магистраль станет важным шагом для строительства нового корпуса БСМП. В новом семиэтажном здании хирургического корпуса разместят 12 основных операционных, в том числе две интегрированные операционные с ангиографом и компьютерным томографом, и малые операционные для эндоскопии. В новый корпус переведут также лабораторию и расширенное отделение реанимации. Стоимость проекта — 3,6 миллиарда рублей.

Продление улицы Куйбышева. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Продление улицы Куйбышева. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Есть еще проект реконструкции главного автовокзала республики. Работы завершены наполовину. Согласно проекту, на территории появятся зоны осмотра автобусов перед и после рейсов на пять смотровых ям, помещения для сотрудников, новый крытый перрон. К самому зданию автовокзала пристроят два помещения, в одном из которых разместится столовая.

Для комфорта и безопасности пассажиров в основном здании оборудуют комнату матери и ребенка, медицинский кабинет, современные санузлы, новые кассы и камеры хранения. Надстроят зал ожидания с новой системой кондиционирования и отопления, лифтом и местами для посетителей. Объект обещают сдать до конца года.

Строительство автостанции в Пряже. Фото со страницы в соцсети "ВКонтакте" Артура Парфенчикова

Строительство автостанции в Пряже. Фото со страницы в соцсети «ВКонтакте» Артура Парфенчикова

Один из главных объектов программы — блоки «А» и «Б» межрайонной больницы в Петрозаводске (на Лесном проспекте, 40). Как отметил Виктор Россыпнов, проектную документацию передали на госэкспертизу, которую должны завершить в августе. Сейчас на объекте ведутся подготовительные и противоаварийные работы. Вышеуказанные блоки, по сути, это нежилая и нерабочая половина огромного здания бывшей пятой городской поликлиники. Полдома стоит в заброшенном состоянии более 30 лет, в сыром здании завелась черная плесень — объект, по выражению главы республики, сложнейший.

«Завершение долгостроя на Лесном проспекте — один из важных объектов федеральной целевой программы. Он позволит решить вопрос с оказанием качественной медпомощи и жителям близлежащих микрорайонов, и республики в целом. В блоке «Б» планируем разместить детскую и взрослую поликлиники, где будут обслуживать население Перевалки и Древлянки. А блок «А» после реконструкции займут стационарные отделения Республиканской больницы им. В.А. Баранова», — писал глава региона Артур Парфенчиков осенью прошлого года.

Медицинским объектом занимается «дочка» госкорпорации «Ростех», концерн «Вега».

Полностью федеральная целевая программа должна завершиться в 2023 году.

Индивидуальный подход к развитию

Параллельно в республике работает еще одна федеральная программа — индивидуальная. Такие программы социально-экономического развития (ИПР) в правительстве России разработали для десяти регионов, где необходимо ускорить темпы работы. У каждого из 10 субъектов есть куратор из федерального правительства. Тыва, Карелия и Алтай — под кураторством Минэкономразвития РФ.

В нашей республике программа будет работать с 2020-го до 2024 года. В документе прописаны 43 проекта. 15 из них напрямую финансирует федеральный центр — всего пять миллиардов на пять лет, по одному в год. Остальные потребуют софинансирования, в том числе частного. Если результаты устроят Москву, программу в Карелии могут продлить на тех же условиях.

Онежская цифровая верфь

Один из самых масштабных проектов в списке софинансируемых — создание цифровой верфи на базе Онежского судостроительно-судоремонтного завода (ОССЗ). По сути, речь идет о глубокой модернизации производственных мощностей предприятия, о строительстве новых типов судов, о подготовке для завода новых кадров. Проект цифровой верфи входит в индивидуальную программу развития региона до 2024 года. По стоимости он один равен нескольким проектам.

«Если в рамках прямого финансирования за пять лет республика получит пять миллиардов на 15 проектов, то на создание в Карелии одной цифровой верфи, модернизацию судостроительного завода федеральный центр в ближайшие три года выделит более пяти миллиардов рублей, — заявил на заседании правительства глава региона Артур Парфенчиков. — Определен источник финансирования — по линии Минтранса РФ. То есть на один завод выделяется сумма, полностью сопоставимая со всей суммой в качестве прямой поддержки региона по индивидуальной программе развития».

судно корабль

Новую грузоотводную шаланду спустили на воду на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе. Фото: «Республика»/ Сергей Юдин

 

Первые полмиллиарда рублей на создание верфи должны поступить в республику во втором полугодии этого года, отметил глава Карелии. По его словам, создан наблюдательный совет по этому проекту. 27 июля в Москве пройдет его первое заседание с участием федерального правительства и Совета безопасности страны. Проект рассчитан на три года.

Концепцию глубокой модернизации ОССЗ, создание Онежской цифровой верфи разработал Санкт-Петербургский государственный морской университет. В проекте прописано, что машины и станки завода будут информационно связаны между собой и заключены в единую систему управления. Это обеспечит машиностроительную точность по всей цепочке постройки судов.

Государству сегодня нужно менять устаревшие речные суда и суда смешанного плавания река-море. Использование передовых производственных технологий и выгодное географическое положение позволит новой верфи конкурировать за рынок речных судов бассейнов рек Нева, Волга, Кама, Москва, Дон, Онежского и Ладожского озер.

В результате работы индивидуальной программы Онежский судостроительный завод получил первый в России заказ на строительство серии специализированных судов-краболовов. Общая сумма заказа на строительство семи судов — 10 миллиардов рублей.

Деньги — инвесторам

В феврале текущего года в правительстве Карелии попросили Минэкономразвития РФ внести изменения в индивидуальную программу республики и перенести часть средств со строительных мероприятий на поддержку инвесторов, выдачу им субсидий. Это связано с тем, что ряд строительных объектов сейчас только проектируют, а строить начнут не раньше 2022 года. 11 июня карельское предложение поддержал председатель правительства РФ Михаил Мишустин, республика получила 567 миллионов рублей.

В сентябре этого года прошедшим необходимые отборы инвесторам выделят эти субсидии. Минэк Карелии уже объявил процедуры на право бизнесменов подать заявление с просьбой компенсировать их затраты. Итоги этих отборов подведут в конце августа. В 2021 году власти региона окажут поддержку по двум видам затрат. Это частичное возмещение затрат на покупку техники и оборудования в общей сумме 517 миллионов рублей и частичное возмещение затрат по уплате процентов по кредитам в общей сумме 50 миллионов.

Глава Карелии Артур Парфенчиков предложил при выделении субсидий инвесторам особое внимание обратить на предпринимателей в сфере сельского хозяйства.

«Сейчас все больше людей появляется, готовых заниматься переработкой рыбы, ягодных культур. Надо помогать», -отметил руководитель республики.

Вместе с тем он жестко раскритиковал предпринимателей, которые не перерабатывают выращенную в республике продукцию здесь же, на территории Карелии.

«Тот, кто не хочет перерабатывать рыбу в Карелии, пусть уходит отсюда. Такой должен быть подход. Не надо давать в аренду участки, работа на которых бизнеса заканчивается только поставками рыбы за пределы Карелии. Мы должны здесь перерабатывать, получать прибавочную стоимость, налоги, давать рабочие места, чтобы люди видели, что они получают от рыбного хозяйства. А не так, чтобы поставили садки, потом рыбу выловили и увезли в Петербург и Москву», — заявил глава региона.

Форель в садках. Вылов. Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Форель в садках. Вылов. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

 

Отметим, кроме большого количества форелеводческих хозяйств, в республике развивается переработка ягод, выращенных у нас. Например, компания «Ягоды Карелии», которая сейчас строит крупную ферму по выращиванию садовых ягод, планирует расширить свою работу. Сейчас бизнес-проект охватывает 25 гектаров, в перспективе площадь посадок должна резко вырасти — до двух тысяч га. Культуры, которые здесь собираются выращивать — жимолость, черная смородина, красная смородина, облепиха, ирга, черноплодная рябина.

Компания подписала соглашение с правительством Карелии об инвестициях на сумму более 30 миллионов рублей. Эти деньги бизнесмены собираются вложить в модернизацию холодильного комплекса и инфраструктуру для закупки и охлаждения дикоросов, а также в создание площадки для первичной переработки сырья в поселке Муезерский.

Туристические петроглифы

Следующий крупный проект — строительство современной инфраструктуры будущего археологического комплекса «Беломорские петроглифы». Стоимость проекта 432 миллиона, он включает в себя создание визит-центра, строительство автомобильной дороги, обустройство территории непосредственно самих петроглифов и проектирование моста через реку Кислый Пудас.

«Удивительные наскальные изображения, которые уже сегодня являются точкой притяжения туристов, — без обеспечивающей инфраструктуры более 20 тысяч туристов в год. Наша задача — сделать петроглифы объектом мирового показа, — говорил в феврале этого года вице-премьер по вопросам экономики Дмитрий Родионов. — За федеральные средства планируем создать необходимую инфраструктуру. Самое главное — это входная зона. Она начинается перед мостом через реку Кислый Пудас. Вот здесь мы планируем создать визит-центр, где будет представлена экспозиция, будут рассказывать об истории петроглифов, в том числе об их открытии, об образе жизни тех людей, которые создавали эти петроглифы. Предполагается строительство гостиницы на 50 мест, а также кафе и ресторана».

Одна из важных составляющих инфраструктуры — строительство дороги к археологическому комплексу. В июле 2021 года строительная готовность этой дороги составляет 95%. В июле же объект введут в эксплуатацию. Это будет первый готовый объект в рамках визит-центра. А вот со строительством моста через реку Кислый Пудас возникли проблемы.

Изначально в индивидуальной программе карельские власти прописали автомобильный мост. Однако от этой идеи отказались в пользу пешеходной конструкции. Кроме пеших туристов в экономическом блоке правительства сочли, что по мосту будут ездить электрокары — в том числе для уборки снега зимой на территории самих петроглифов.

Против таких планов на последнем заседании правительства Карелии выступил Артур Парфенчиков. По его мнению, техника вполне может повредить древним изображениям. Глава республики поручил подчиненным еще раз все как следует обдумать.

Беломорские петроглифы. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Беломорские петроглифы. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

 

Также по ИПР ведутся работы на двух объектах инженерной инфраструктуры для жилищного строительства в Сортавале: в микрорайоне Лахденкюля и в районе улицы Совхозная. В следующем году в Карелии начнется создание кластера зимних видов спорта на «Кургане» в Петрозаводске.

В завершение отметим, что пять миллиардов рублей федеральный центр выделяет Карелии не просто так. Республика должна улучшить основные социально-экономические показатели. Например, создать к 2024 году благоприятные условия для привлечения инвестиций в размере 10,3 миллиарда рублей и 1 698 рабочих мест. В 2020 году в рамках работы над ИПР в Карелии создали 180 рабочих мест, объем вложенных инвестиций равен 2,8 миллиарда рублей.