Евгений Жирнель: «Цены будут расти, пока не увеличится доля отечественного производителя»

Замдиректора Института экономики рассказал, как на жителях Карелии скажется ситуация на валютном и сырьевом рынках.

Замдиректора Института экономики КНЦ РАН прокомментировал «Республике» возможное повышение цен и рассказал, как на жителях Карелии скажется нестабильность на валютном и сырьевом рынках.

На этой неделе федеральные СМИ писали о возможном повышении цен на продукты в сетевых магазинах. Подорожание овощей, фруктов и бытовой химии могут вызвать, в частности, поставщики крупных российских ритейлеров, которые планируют повысить на 10 процентов закупочные цены на эти категории товаров. В связи с этим «Республика» попросила кандидата экономических наук Евгения Жирнеля рассказать, стоит ли ждать серьезного роста цен в ближайшее время в Карелии – и от чего это зависит.

— Инфляция уже в прошлом году относительно этого года прогнозировалась достаточно высокая – в связи с экономическими санкциями, с продуктовым эмбарго. Все понимали, что сокращение ассортимента товаров на прилавках в какой-то степени скажется и на повышении цен. Кроме того, новый виток девальвации рубля, который мы сейчас наблюдаем, тоже на это влияет. Поэтому причин, чтобы цены снижались, сейчас практически нет, может быть, за исключением сезонного фактора: сельхозпродукция сейчас все-таки становится дешевле.

— Здесь есть фундаментальные причины помимо девальвации. Они обусловлены зависимостью от импорта. Даже товары, которые производятся в России, имеют большую компоненту, связанную с оборудованием, сырьем, удобрениями и так далее. Поэтому естественно, что цены будут расти, пока не увеличится доля отечественного производителя в производстве различных товаров. Естественно, что за такой короткий срок, за год, этого произойти не могло – требуются производственные мощности, требуются отечественные технологии, которые могли бы заменить иностранные.

— При этом доля карельских производителей на прилавках наших магазинов невысока. Более того, очень часто наша продукция по цене неконкурентоспособна. Мы являемся заложниками ситуации и зависим либо от развитых в сельскохозяйственном отношении регионов страны, либо от поставок импортной продукции. Поэтому карельская экономика не очень сильно влияет на рост цен на продовольствие.

— Падение курса рубля – это тоже один из главных факторов. Курс рубля в значительной степени определяется стоимостью нефти, а это фактор, который мы практически не можем прогнозировать. Можно делать прогнозы только в рамках каких-то общих тенденций. Сейчас, например, нефть дешевеет. Я еще в начале года прогнозировал, что причин для укрепления рубля нет, и колебания будут происходить как в одну, так и в другую сторону, потому что рынок нестабилен. На сегодняшний день нет факторов, которые позволили бы рублю укрепиться. Если вдруг цена на нефть поползет вверх, мы будем наблюдать укрепление рубля и, возможно, темпы инфляции сократятся и не будет большого роста цен. А сейчас мы имеем то, что имеем. То есть основным фактором является конъюнктура сырьевых и валютных рынков. Сейчас не только рубль, но и многие другие валюты нестабильны именно по этим причинам.