Детские сады будут устроены по-новому

К 2016 году все детские сады республики должны заработать по федеральному государственному дошкольному образовательному стандарту. Чему в перспективе научат наших детей в дошкольном учреждении?

К 2016 году все детские сады республики должны заработать по федеральному государственному дошкольному образовательному стандарту. Документально он уже действует на территории страны с 1 января этого года. Поскольку система дошкольного образования пока не готова в одночасье кардинально измениться, федеральный центр предусмотрел для регионов двухлетний переходный период. Что же такое дошкольный образовательный стандарт? Что на практике стоит за аббревиатурой ФГОС ДОУ? С этими вопросами «Республика» обратилась к министру образования Карелии Александру Морозову, ведущему специалисту Министерства образования РК Наталье Крюковой и заместителю директора по учебно-воспитательной работе детского сада при Лицее №1 Елене Михайловой.

На примере Монтессори. Самая главная идея новаций

По новым правилам воспитанник больше не будет считаться объектом образования — человеком, которому в голову вкладывают, часто механически, те или иные знания, умения и навыки. Он должен сам стать полноправным участником обучения. По мнению здешних педагогов, лучше всего требования стандарта отражены в педагогической системы Монтессори. Учащимся дошкольных групп первого лицея повезло — это один из двух детских садов в городе, где систему Монтессори применяют давно.

 Елена Михайлова:

— Саморазвитие, самосовершенствование, умение делать выбор и нести за него ответственность. Вот основные принципы системы Монтессори. И они полностью соответствуют тем ориентирам, которые прописаны в стандарте. То есть, мы уходим от непосредственного знания, умения и навыка, мы формируем опыт ребенка. Ребенок развивает себя сам. Физически в том числе, — в стандарте это прописано. А педагог должен только помогать, а не стоять над ним с заданиями. Дети в зависимости от возраста, пола, интересов, сами выберут себе занятие. Это и есть свобода развития. Но есть и правила — о вседозволенности никто не говорит.

Александр Морозов:

— Иначе говоря, стандарт нацелен не на подготовку к школе, а на развитие ребенка, учитывая все психологические, физические особенности. Подготовка к школе – это один из приоритетов. И не самых главных.

Детский сад при Лицее №1, Петрозаводск

Детский сад при Лицее №1, Петрозаводск. Фото: Сергей Юдин

Новая система для педагогов

В качестве пилотных площадок, пробующих работать по новым стандартам, выступили девять садиков Петрозаводска: №№107, 41, 87, 71, 64, 24, 113, 99, а также детсад при лицее № 1.

Наталья Крюкова:

— Детские сады мы выбирали не произвольно. В каждом должны были работать   квалифицированные педагоги, готовые к переходу на эффективный контракт и на изменение должностных обязанностей.

Под эффективным контрактом подразумевается трудовой договор. И прописанная в нем сумма заработной платы — как основной части, так и стимулирующей — напрямую зависит от компетенций сотрудника.

Наталья Крюкова:

— В учреждении, прежде всего, в руководстве, среди воспитателей, должны понимать, к чему все эти изменения ведут. Поэтому есть изменения и в заработной плате. Вы знаете, что зарплата существенно повысилась в детсадах. В том числе, сейчас идет работа, чтобы стимулирующий фонд в каждом учреждении работал на то, чтобы воспитатель понимал – уравниловки не будет.

К слову, сейчас средняя заработная плата педагога в детском саду в республике составляет 18-19 тысяч рублей. Еще пару лет назад заработная плата в среднем не превышала восьми тысяч.

 

Детский сад при Лицее №1, Петрозаводск

Детский сад при Лицее №1, Петрозаводск. Фото: Сергей Юдин

Проблема очередей

Стоит ли говорить о новых правилах, пока не решены главные проблемы? Одна из них – огромная очередь за место ребенка в саду. Сейчас общая очередь в дошкольные учреждения республики составляет 12 155 человек. Из них пять с лишним тысяч – это дети до одного года, почти семь тысяч – от года до трех лет.

В прошлом году федеральные деньги, выделенные республике на строительство новых детских садов, в министерстве образования освоить не успели. Сумма составляла 235 миллионов при софинансировании из бюджета республики в размере 85 миллионов рублей. Нынешнюю субсидию – в размере 238 с лишним миллионов федеральных рублей и 59 миллионов из карельского и муниципальных бюджетов взял под личный контроль глава республики Александр Худилайнен.

Продумывают в министерстве образования республики и дополнительные меры для того, чтобы сократить очередь.

Александр Морозов:

— Мы рекомендуем городским властям при выделении земель под комплексное строительство обременять застройщиков также социальной нагрузкой. Чтобы они наряду с коммерческими объектами строили школы и детские сады. Здесь вариантов много разных, в том числе, можно предоставлять предпринимателям под создание детских садов муниципальную недвижимость по символической арендной плате. Понятно, что не все так просто, как хотелось бы, но сейчас подвижки есть.

Хорошие карельские книги. Почти даром