Сколько стоит километр дороги? Есть ли у строителей «голубая кровь»? Почему выпускники техникумов боятся работать по специальности, несмотря на хорошие зарплаты? Начальник карельского управления ЗАО «ВАД» ко Дню дорожника развенчивает мифы об отрасли.
О средней стоимости дорог
Многие задаются вопросом, во сколько же обходится дорога. Чиновники пытаются привести к средней стоимости ремонт или строительство одного километра. Это, на мой взгляд, совсем неправильно. Это абсурд. Нет ни одного одинакового километра, а тем более в Карелии. Всё зависит от геологических условий, от интенсивности движения. Усреднять стоимость нельзя.
Например, на 22 километрах дороги Санкт-Петербург – Сортавала было 590 тысяч кубометров взрывных работ. Это огромная скала, которою мы взрывали и укладывали в земляное полотно. Более того, на восьми из 22 километров находились слабые грунты, пластично-текучие глины с глубиной залегания до 30 метров. Это громадный объём работ. А вот, например, в Пудожском районе ровные поля, непересеченная местность. Конечно, дорога на Вологду гораздо дешевле. Как можно усреднять стоимость?
О «голубой крови» и зарплате
Дорожники — особенный народ. Дорожниками не становятся, дорожниками рождаются. Каждый представитель нашей профессии понимает, что летний сезон – это настоящая пахота. Круглосуточная, тяжелейшая пахота. Зимой, разумеется, более расслабленный режим, но опять же не для всех.
Нельзя забывать и особенность нашей работы — удаленность от семьи, от дома. Разумеется, нужно быть готовым жить в вахтовом городке полгода. Городки часто располагаются вдали от населенных пунктов. Мы в свою очередь пытаемся наладить достойный быт, питание. Людям должно быть комфортно в вахтовых поселках. Но часто бывает, что многие не выдерживают такого графика, такого проживания.
Разумеется, за такую работу неплохо платят. У нас люди зарабатывают хорошо. Но всё зависит от желания человека, от квалификации. Высококвалифицированным может быть как человек с лопатой, так и экскаваторщик. Заработанная плата таких кадров может достигать ста тысяч рублей, а бывает и больше. Разумеется, учитываются навыки, стремление совершенствоваться. Должен отметить, зарплата нашего заурядного подсобного рабочего выше средней зарплаты по Карелии. Но это не за просто так: нужно трудиться, нужно пахать.
Есть в дорожном строительстве и «голубая кровь», это асфальтёры. Сейчас в Карелии работают четыре наши бригады асфальтоукладчиков. Это тоже особая каста. Они по жизни асфальтёры. Это их образ жизни. Летом они круглосуточно пашут, подстраиваются под погоду. Если днем дождь – работают ночью. Темп очень рваный, бешеный. Но когда приходит зима, асфальтёры едут домой и полгода отдыхают. Не звонят, не пишут – отдыхают. График как у моряков.
Примерно 95 процентов наших кадров – местные жители. Конечно, в 2000 году в Карелию мы приходили питерским составом, я и сам из Санкт-Петербурга. На карельских участках работают люди из Тулы, из Курска, из Белгорода. Со стран СНГ работников мало. Например, лет восемь назад к нам «прибилось» 10 таджиков. До сих пор работают. В них есть «жилка отделочников». А на дороге много отделочных работ, например, мощение, штукатурка, покраска труб. Они в этом умельцы.
О проблеме кадров и наивных студентах
В этом году у нас 50 студентов проходили практику, 40 из которых предоставил Петрозаводский автотранспортный техникум. Некоторые пришли на работу, считая, что будут сидеть в кабинете в белой рубашке. Не понимали, что надо начинать с производства. Многие оказались не готовы жить в лесу в вахтовом городке.
У людей такое впечатление, будто после окончания учебы они сразу станут менеджерами высокого звена. Так не бывает. Многие разворачивались и уходили. Однако больше половины студентов осознали, что начинать работу надо с линии, с непосредственного производства. После завершения практики мы отметили 10 человек, которых в будущем были бы рады взять на работу. Это настоящие дорожники. Из пятидесяти десять – мало.
Очень жаль, что с распадом СССР мы утратили большое количество ПТУ: они снабжали производства высококвалифицированными рабочими. Сейчас их большой дефицит. С инженерами и мастерами проще — в них недостатка нет. А хорошие рабочие в почете, они всегда востребованы.
ЗАО «ВАД» работает на технике ведущих мировых производителей. Я не преувеличиваю, у нас действительно есть всё. Но управлять такой техникой должен опытный машинист. Могу признать, что толковых механизаторов – и экскаваторщиков, и грейдеристов, и даже водителей катков – очень мало. Они тоже всегда востребованы. Но проблема в том, что научиться работать на технике у нас почти негде. Раньше ПТУ давало базовые знания и права машиниста. А сейчас такого широкого обучающего процесса нет.
О судьбе фирмы в Карелии
В Карелии ЗАО «ВАД» существует с 2000 года. За это время нами сделано очень много, всего не вспомнить. Большинство дорог в Карелии ремонтируется и строится нами. Мы готовы работать с любыми заказчиками, то есть не только на федеральных объектах. Сейчас, например, по заказу республики мы делаем дорогу близ Суоярви: 50 километров грунтовки переводим в усовершенствованное покрытие. Плотно работаем на дороге Вологда – Пудож – Медвежьегорск. А 23 октября будет торжественный ввод в эксплуатацию 22 километров новой дороги Санкт-Петербург – Сортавала – Петрозаводск.