Петроглифы. Сувениры

Петроглиф в карман не положишь, с собой не унесешь. И фотографию на телефон сделать сложно: наскальные рисунки при ярком солнце почти не видны. Что достается туристу на память? Футболка и кружка, магнит на холодильник (для памятника ЮНЕСКО, согласитесь, негусто). В очередном выпуске нашего проекта поговорим о сувенирке — какой она может быть.

Городские петроглифы. Фото: Игорь Подгорный

Городские петроглифы. Фото: Игорь Подгорный

Мусорный шум

Лебедь, лось и лыжники. Кит-белуха, лодка, охотник с луком. Петроглифов в Карелии тысячи, но именно эти образы художники используют чаще всего. Графика неолита, лаконичная и живая.

Ремесленники художников догоняют. Но пока хороших предметных сувениров с петроглифами в Карелии крайне мало. Даже в павильоне «Бесовы следки» набор дежурный.

Этой весной в Карелии открылся государственный Центр по управлению, сохранению и изучению петроглифов республики. Задач много: наука (история и археология), мониторинг (антропогенная нагрузка), грамотное развитие туризма. Геологи изучают состояние скал, лихенологи исследуют лишайники. Заросло каменное солнце мхом? Достаем спирт и чистим!


Денис Максимов. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Денис Максимов. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Денис Максимов, директор государственного Центра по управлению, сохранению и изучению петроглифов Карелии:

— Сувениркой мы тоже будем заниматься. Надеюсь, не сами, руками ремесленников. Но хотим задавать стиль, задавать линейки. Пока очень много всякой ерунды лепится, какой-то мусорный шум.

Зайдите в любой магазин музея-заповедника «Кижи» — есть, на что посмотреть. Потому что работает конкурсная комиссия, отбирает сувениры для продажи на объекте. У нас тоже так будет. И эксклюзивное право на использование изображения петроглифов мы за собой оформим. Да, почти четыре с половиной тысячи рисунков, и мы застолбим их все.

Хочешь продавать кружки с петроглифами? К нам: вот договор, вот прейскурант. И дизайн будем согласовывать. Есть канон изображения? Соблюдайте пропорции!


На сайте музея-заповедника «Кижи» (если любопытно) вы можете ознакомиться с расценками на изображение памятника из Списка ЮНЕСКО. Год использования одного изображения «при массовом производстве товаров народного потребления» — от 10 до 20 тысяч рублей.

Лаборатория северного дизайна

Три года назад Национальный музей Карелии и Ассоциация этнокультурных центров «ЭХО» объявили конкурс для ремесленников и дизайнеров. Задача — линейка сувенирной продукции, тема — «Зарождение Карелии».

Без петроглифов, конечно же, не обошлось.

Экспертный совет конкурса определил победителей, проект «Лаборатория северного дизайна» выделил деньги на производство. Лучшие сувениры появились в продаже в магазине Национального музея.


Светлана Кольчурина, директор Ассоциации «ЭХО». Фото: Юлия Утышева

Светлана Кольчурина. Фото: Юлия Утышева

Светлана Кольчурина, директор Ассоциации «ЭХО»:

— По-настоящему классные сувениры появляются на стыке работы музеев и арт-сообществ. Музей всегда актуальная площадка, здесь можно не только выставлять образцы культурного наследия (в нашем случае — скалы с петроглифами), но и предлагать инновационные решения в сфере дизайна.

Часто ремесленники и дизайнеры поверхностно относятся к наследию, к своим корням. Берут только визуальные символы, орнаменты. Но важна не внешняя атрибутика, а философия жизни. И если ты ее чувствуешь, твои работы никто не повторит. Потому что через них ты рассказываешь и свою личную историю, и историю своей земли.


Арт-проспект

Этим летом Музей ИЗО Карелии выставил современных ремесленников на площадке «Арт-проспект» (бывший Vыход). Более сотни работ карельских мастеров, дизайнеров и художников: от мебели и декора интерьеров до сувениров и ювелирных мелочей.

Работы отбирала конкурсная комиссия. Критерии — качество, новизна, соответствие локальным культурным кодам.

Петроглифы вдохновили многих. Лыжники, лоси, лебеди эпохи неолита выглядят здесь совершенно современно. Анастасия Грошева работает с объемной живописью, Филипп Учуваткин использует необычные материалы (от кофе и чая до старых рыболовных сетей). Фотограф Юлия Утышева создает «новые» петроглифы в старинной технике амбротипии.

Работы Юлии Утышевой. Фото из личного архива

Работы Юлии Утышевой. Фото из личного архива


Юлия Утышева. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Юлия Утышева

Юлия Утышева, фотограф:

— Фотография имеет ценность, когда она материальна. Напечатана на бумаге или на другом носителе/материале, — считает Юлия Утышева. — Цифровой фотографии как бы и нет, она существует где-то в виртуальном пространстве, в твоем компьютере. И если компьютер полетит, то все архивы могут просто исчезнуть бесследно. А мои петроглифы останутся.


В 2015-ом году Юлия поехала в Москву, к фотографу Сергею Романову. Учиться старинной технике фотографирования амбротипом (когда фотография печатается на стеклянной пластине). Мастер-класс: декорирование фотоизображения поталью, тонкой фольгой, имитирующей золото, серебро, медь. Работы Романова за границей называют новыми русскими иконами (правда, говорит Утышева, у него в основном голые женщины, сделанные в этой прекрасной технике).

А пару лет назад Елена Багаева, директор туркомпании «Карелика», организовала для ремесленников выезд на беломорские петроглифы. Целый автобус мастеров поехал на Залавругу, чтобы вдохновиться петроглифами и сделать потом тематические сувениры.

— Не знаю, была ли для кого-то еще эта поездка плодотворна, но я сделал целую линейку, «Беломорские петроглифы», — говорит Юлия. — Снимки обработаны в фоторедакторе «до графики», это имитация рисунка на камне. Печать на стекле с использованием потали, чтобы создать эффект зеркала.

— Петроглифы я люблю. Так это трогательно, что человек сидел на берегу, камушком что-то выбивал — и это сохранилось до наших дней. Беломорские петроглифы — мужская история (охота, война), онежские больше женская — какие лебеди с длинными шеями! Образы эти для любого художника интересны хотя бы с точки зрения графичности своей. Вот есть такой лосик с задней ножкой в виде спирали. Что это значит? Не знаю. Может быть, так движение обозначено?

Бордюрглифы

Пока ремесленники работают с текстилем и стеклом, скульптор Сергей Гапанович, автор Долины зайцев, выбивает петроглифы на поребриках в центре Петрозаводска (с городской администрацией творчество согласовано).

Прогуляйтесь по проспекту Ленина от вокзала до озера и найдите битву пещерных людей с динозаврами. Пока не выпал снег, с петроглифами можно сфотографироваться. Вот вам и сувенир на память.

Сергей Гапанович с оленями. Фото: Кирилл Макаров

Сергей Гапанович с оленями. Фото: Кирилл Макаров


Петроглифы – проект «Республики» об уникальных памятниках наскального искусства Карелии. В прошлом году петроглифы Онежского озера и Белого моря внесены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.